Техника - молодёжи 1972-08, страница 32МЕЖА/ НЕБОМивааоиАЛЕКСАНДР ЛИППИШ — один из немногих ученых-аэродинамиков, интересующихся так называемыми экранопланами не только с позиций «чистой» науки. Доброе десятилетие назад на одном из американских озер появился необычный аппарат — нечто среднее между моторной лодкой и самолетом. Нет, не летающая лодка или глиссер с воздушным винтом. Оторвавшись от водной глади, машина не взмывала в небо, а неслась над поверхностью, едва не касаясь волн корпусом и поплавками. Скорость самолета и экономичность моторной лодки — в погоне за этими двумя качествами Липпиш придал своему изобретению свойства судна и летательного аппарата. Осенью 1971 года на озере Бодензее (ФРГ) стартовал следующий экраноплан Александра Липпиша — Х-113, Оснащенная всего-навсего 40-сильным двигателем, машина развила скорость 140 км/ч. Вскоре после этого события Липпиш дал интервью корреспонденту журнала «Флюг ревю интернациональ» (ФРГ), одного из крупнейших в Западной Европе авиационных изданий. Мы предлагаем нашим читателям сокращенный перевод этого материала. — С чего началось Ваше увлечение экранопланами! — В 1959 году мой шеф — владе лец и руководитель известной фирмы «Коллинз» — попросил меня построить большую лодку, на которой можно было бы испытать радиоэлектронную аппаратуру для флота США. Коллинз хотел, чтобы все детали судна были из искусственных материалов — металл создает помехи для радиооборудования. Вот так и пришлось на старости лет изучить и лодки, и посвященные им исследования. Для экспериментов мы построили прекрасный гидроканал длиной в 30 м, оснастили его окнами для фото- и киносъемки. Модели помогли изучить все мыслимые формы лодок, даже планирующие поверхности с обратной стреловидностью. После многих опытов и размышлений я «вылепил» нижнюю поверхность лодки — это и были обводы будущего экраноплана. Лодку изготовили, и мы с Коллинзом прошлись на ней по одному из наших озер. Суденышко отлично набирало скорость, мы начали было восторгаться его резвостью, как вдруг носовая часть отделилась от воды и угрожающе задралась кверху. Что скрывать, мы испугались — центр тяжести лодки находился в задней ее части так недолго и до акробатического кульбита... Теперь я знал все, что хотел узнать. Сдав электронщикам другую, совер шенно нормальную лодку, продолжил работу над своей — строптивой. Если оставить днище таким, какое оно есть, поставить на лодку изогнутое крыло, рассуждал я, все будет в порядке. Но ведь надо как-то сохранять устойчивость, когда судно поднимется над водой. Значит, не обойтись без хвостового оперения, наподобие самолетного. Вместе с сыновьями я смастерил несколько бальзовых моделей с микромоторчиками. Их мы гоняли по снежному покрову, а потом — в гидроканале. Аэродинамическое качество моделей (отношение подъемной силы к силе лобового сопротивления) достигало 40 — характеристика хорошего планера! Позднее мы построили первую лодку — экраноплан Х-112. — Исследовался ли до Вас эффект экрана и проводил ли кто-нибудь опыты с экранопланами! — И да и нет! С 1921 года известна теория Визельсбергера, который был в те времена ассистентом профессора Прандтля в Геттингене. Ви-зельсбергер первым разработал теорию влияния экрана. Оно рассчитывалось по теории биплана. Правда, считалось, что крылья находятся на довольно большом расстоянии от поверхности. Ведь ученого интересо 30 |