Техника - молодёжи 1972-08, страница 31

Техника - молодёжи 1972-08, страница 31

I

I

fjm\

a J

Различные варианты использования автомобиля «Минимакс».

Это интересная задача — построить самодельный автомобиль с хорошими эксплуатационными характеристиками, уложившись в жесткие нормы Госавтоинспекции.

Машина машине рознь. Одно дело — поездки по дальним трассам, езда по бездорожью и проселкам. Совсем другое — движение по улицам и проспектам крупного города, с массой перекрестков. Тут нужен поворотливый автомобиль с хорошей динамикой и отличным обзором. Вместимость — 1—2 человека. Ведь статистика свидетельствует: средняя загрузка легковой машины — 1,7 человека.

Поначалу мне пришлось проработать классическую компоновку: привод на задние колеса, пассажир и водитель сидят по правую и левую сторону салона. Не вышло! Автомобиль не укладывался в габариты, длина получилась больше установленной ГАИ. Не помогла и трехколесная схема — из-за последовательного расположения двигателя и заднего колеса.

«Минимакс» — так я назвал построенный автомобиль — развитие машин «Белка» (сельскохозяйственный вариант) и «Пининфорина», описанных в книге Ю. А. Долматовского «Мне нужен автомобиль».

Кузов «вагонного» типа собран из нескольких отдельных узлов. Применены металлические трубы, стальные профили, гетинакс, текстолит, миллиметровая сталь. Боковое остекление собрано в рамках из алюминиевых профилей. Двери ромбической формы передвигаются на двух верхних роликах и в нижней направляющей. В закрытом виде двери плотно входят в передний паз лобовой части кузова и прилегают к задней его части внахлестку. Задняя дверца мотоотсека подвешена на 2-х верхних петлях. Приборная доска вынесена на рулевую колонку. Тяги и тросы управления проходят по центральному тоннелю ниже уровня рамы и закрыты кожухами. Кузов облицован пластиком, имитирующим дерево.

Форма машины определена пропорциональной композицией плоских поверхностей. Конструкция технологична, а это важное обстоятельство при «домашнем» производстве.

Благодаря малому весу машины даже маломощный двигатель СЗА с рабочим объемом 350 см3 обеспечивает хорошие ходовые качества. Правда, чувствуется недостаток мощности на затяжных подъемах и при езде с большим грузом. Выход есть — в мотоотсеке достаточно места для двигателя ЗАЗ-965.

П. ЗЛК

Шаровая молния — в жидкости!

(Окончание. Начало на стр. 24)

выбивая из него вторичные электроны (так называемая вторичная эмиссия, хорошо известная радиотехникам). На поверхности вкладыша из-за интенсивного ухода электронов возникает положительный заряд высокой плотности. Обратное соединение и нейтрализация зарядов затруднены, потому что кругом среда, плохо проводящая электрический ток.

Вот и получается трехслойный пирог: на вкладыше заряд со знаком плюс, в прилегающем слое воды, то есть в короне свечения, — со знаком минус и в центре свечения — снова со знаком плюс. Электронное облако оказывается зажатым между двумя сильными зарядами.

Но почему же рождается сам светящийся шар? По-видимому, электроны срываются не только с верхних, но со средних и даже с нижних атомных уровней. На освободившиеся «вакантные места» устремляются другие электроны, находившиеся на более отдаленных от ядра орбитах. Такие переходы, как известно, сопровождаются испусканием квантов света. Частота излучения, а следовательно, и оттенок свечения зависят от того, какой именно совершается переход. Когда вкладыш выполнен из асбоцемента, цвет шара розовый, из оргстекла — желтый, из эбонита — голубой.

Остается ответить на последний вопрос: почему другие диэлектрики, скажем керамические, не порождают свечения? Дело тут вот в чем. Работа, которую необходимо затратить на вызов вторичной эмиссии, для разных материалов далеко не одинакова. Чтобы «вытряхнуть» электроны из керамического вкладыша, энергии кавитации недостаточно. Поэтому нет ионизации, нет и свечения. Кстати, его можно погасить и тогда, когда оно уже возникло. Надо лишь вблизи трубы поместить источник отрицательного статического электричества.

А положительный внешний заряд помогает зажечь шаровую молнию в том случае, когда она не появляется сама по себе. В первом случае, как легко догадаться, эмиссия затруднена, во втором — облегчается.

Шаровая молния в жидкости — явление очень любопытное. Ее можно воспроизводить независимо ни от каких капризов природы. А раз так, то можно на опыте познать все тонкости поведения молнии. Значит, не за горами и практическое применение. Над этим следует думать и работать.

29