Техника - молодёжи 1972-11, страница 40НЕ ТРАТЬ СИЛУ ПОПУСТУ, или Размышления о том, как использовать энергию торможенияОтбор вариантов механизма еще далеко не закончен. Сегодня рекуператор с дискретным ленточным вариатором выглядит примерно так, как представлено на рис. 4. «Примерно» потому, что за время подготовки статьи в него уже внесен ряд изменений: вес рекуператора — 130 кг, маховика — 80 кг. Схема, поясняющая принцип работы этого механизма, приведена также на рисунке 4. Испытания рекуператора производятся на специальном, имитирующем движение автобуса стенде. Он помещен в подвальное помещение с толстыми железобетонными стенами — на случай разрыва маховика или вылета какой-нибудь детали. Скорость маховика будет не выше 5—6 тыс. об/мин, что выгодно отличает его от маховика рекуператора Кларка, делающего 15, а то и 20 тыс. об/мин. На этом стенде (часть его показана на фото на стр. 35) производится отработка конструкции и системы управления рекуператора. Опробовался рекуператор и на экспериментальном автомобиле (см. фото на стр. 36). Несмотря на ряд конструктивных недоработок, преодолеваемых в нынешнем образце, рекуператор показал принципиальную работоспособность. Может быть, пока рано говорить о том, что даст внедрение рекуператоров в промышленность, но ориентировочные прикидки только для автобусов показывают: эти механизмы сэкономят на эксплуатации годового выпуска автобусов в нашей стране около 50 млн. руб., в основном за счет значительного снижения расхода горючего; повысят интенсивность разгона почти вдвое, что существенно увеличит среднюю скорость машины; увеличат срок службы тормозов, предназначенных для экстренного торможения; значительно сократят выхлоп токсичных продуктов сгорания в атмосферу городов. Не так уж и мало, чтобы сделать вывод о перспективности маховнчно-го транспорта. ТЕМ, КТО ЗАИНТЕРЕСУЕТСЯ... В издательстве Воронежского государственного университета выходит в следующем году книга Н. В. Гулиа «Инерционные аииу-муляторы энергии». Чтобы получить книгу, надо послать открытку с просьбой выслать ее наложенным платежом по адресу: Воронеж областной, площадь Ленина, 10. Издательство ВГУ. Как часто мы присутствуем на месте важного, захватывающего события и... почти ничего не видим из-за большого скопления людей! А если бы место действия обнести рядом огромных телеэкранов, на которых будет дублироваться происходящее. Установить такие голубые экраны на стадионах, во дворцах спорта, в концертных залах — и пожалуй, никто не станет жаловаться на неудобное место. Или представьте себе: идет сложная, интереснейшая с научной точки зрения хирургическая операция. В операционный зал, пройдя сложную дезинфекционную обработку, лопали лишь «избранные». Остальные — практиканты, будущие врачи, словом, все, кому чрезвычайно полезно внимательно следить, как в операционной творит чудеса кудесник от хирургии — неслышно толпятся в коридоре, ожидая случайных вестников с поля сражения за жизнь человека. А ведь если где-то в соседней аудитории поставить во всю стену телевизионный экран... А вот другая, коммерческая сторона дела. Скажем, новый художественный фильм идет в 100 кинотеатрах. Нужно 100 копий кинолент, производство которых недешево. Новый фильм — новые 100 копий. Миллионы метров пленки! Но поставьте вместо кинопроекторов — телепроекторы. Тогда хватит одной ленты, прокручивающейся на студии. Это пока мечты, скажете вы. Вовсе нет. Мечтой это было тогда, когда группа сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского телевизионного института во главе с главным конструктором Людмилой Николаевной Шверник приступила к созданию большого, как в кино — на 50 м2, — телевизионного экрана. Как же передать телевизионное изображение на большой экран? Казалось бы, просто — проецируй с экрана кинескопа. Однако такой метод непосредственного, так называемого линейного увеличения дает удовлетворительное изображение на внешнем экране лишь площадью не более 5 м2. Люминофорный слой поверхности электронно-лучевой трубки достаточной для проекции яркости света дать не может. Такой же, как з кино, мощный источник света для «отпечатывания» телевизионного изображения удалось применить в электронно-оптиче-ском модуляторе оригинальной конструкции (см. схему вверху). Важнейшая деталь в нем — тончайшая (20—100 мк) масляная пленка 2, нанесенная на вогнутое зеркало 1.Слой масла обладает замечательным свойством — он деформируется под воздействием электронного луча 3, несущего сигналы телевизионной камеры-монитора (обыкновенный телеприемник). Таким образом и запи сывается изображение. Считывают его и передают на экран лучи мощной ксеноновой лампы 5, помещенной сбоку. Свет направляется на возбужденную пленку плоским зеркалом 4, которое находится в фокусе сферического. Устроено это зеркало хитро, в виде жалюзи. Отраженный от пленки и насыщенный информацией световой поток беспрепятственно проходит через щели своеобразного светового клапана на объектив 6 и затем на экран 7. Создание такого модулятора, пожалуй, можно приравнять к изобретению кинопленки. Ведь мощность ксеноновой лампы позволяет передавать отчетливое, достаточно яркое телевизионное изображение на такой же большой экран, как в кино. Выпуск «телевизоров» с черно-белым гигантским экраном наладило производственно-техническое объединение «Электрон». Такие экр,аны уже нашли применение в клиниках Вишневского и Петровского, их можно увидеть во Дворце спорта в Лужниках и на одной из площадей Львова, где транслируются теленовости. Еще не начался промышленный выпуск новых телевизионных проекционных аппаратов, когда конструктор Людмила Николаевна Шверник задумала сделать телевизионное изображение на большом экране цветным. Казалось бы, этого просто добиться: стоит лишь поставить перед ксеноновой лампой известной конструкции устройство со светофильтрами (диск, вращающийся со скоростью 1500 об/мин). Но в этом случае снова недостает яркости для проецирования изображения на большой экран, так как фильтры снижают мощность светового потока на 70%. Выход из затруднения нашли, применив расцепительную оптику (см. схему внизу). Сконструировали так называемый интерференционный светофильтр (другое название — дихронические зеркала), с помощью которого свет раскладывается на три основные составляющие части спектра: красную, синюю и зеленую. Каждая часть направляется на свой электронно-оптический модулятор света, а затем изображение в разных цветах проецируется через три зеркала-жалюзи, через три объектива на один экран. В этом случае яркость цветного изображения становится равной яркости черно-белого. Очевидно, поэтому работники Всесоюзного научно-исследовательского телевизионного института назвали свое новое детище именем одной из ярчайших звезд нашего небосвода — «Альтаир». Этот цветной телевизионный проекционный аппарат с тремя объективами (см. снимок) скоро войдет в серийное производство. ю. юша 38 |