Техника - молодёжи 1972-11, страница 43

Техника - молодёжи 1972-11, страница 43

плавания неопровержимо доказали, что наша планета — сфера, то мы находимся на внутренней поверхности пустотелого шара. Итак, не надо искать подзём-ный мир — мы обитаем в нем!

Придя к столь парадоксальному выводу в 1864 году, специалист в области алхимии стал горячо пропагандировать свою гипотезу. Он создал нечто вроде религии — «корехизм» — и начал выпускать небольшую газету «Шпага огня». Через 30 лет у него было уже более 4 тыс. последователей! В 1913 году американец Маршалл Гарднер выпускает труд, в котором облекает идеи Тида в наукообразную форму. В частности, он «открыл», что к вогнутой поверхности нас прижимают солнечные лучи. Далее события развивались совершенно фантастическим образом.

В конце первой мировой войны молодой немецкий летчик Бендер попал в плен к французам. В лагере он случайно наткнулся на комплект старых газет «Шпага огня». Содержимое их так поразило Бендера, что, вернувшись в Германию, он всерьез взялся за изучение «корехизма» по уже знакомой нам книге Гарднера. «Новообращенный» внес и свою лепту в «теорию»: с внешней стороны Земли находится бесконечная скала. Итак, Земля —• колоссальный пузырь в скале, его диаметр тот же, что и у земного шара в классической космологии. Слой воздуха имеет протяженность в 60 км, потом атмосфера разреживается до абсолютной пустоты к центру, где находится округлая масса «первобытного вещества». Вокруг массы вращаются небольшие по размерам солнце и луна, а также светящиеся частички — планеты, звезды и галактики. Солнце заходит за массу — на одной из вогнутостей наступает ночь, тень от массы падает на луну — происходит лунное затмение. При этом световые лучи распространяются по криволинейной траектории, а инфракрасные — по прямой. В 30-е годы учение Бендера завоевало широкую популярность в Германии. Для обывателя-бюргера мысль о том, что он живет в подземном мире, была на одной ступени

1

ПоЬулярный герой известной книги Ярослава Гашека — бравый солдат Швейк в очередной назидательной истории рассказал о некоем сумасшедшем, который утверждал, что внутри Земли находится шар гораздо больше первого. Разобьем пространство вокруг Земли на элементарные ячейки — одо ны, которые для простоты будем считать размером с нашу планету. Покроем Землю зеркальным слоем, и в нем отразятся все ячейки. Чем ближе к центру воображаемого мира, тем мельче становятся одоны, тем больше их умещается на окружности, проведенной вокруг центра. Выходит: у любого шара, помещенного внутри такой «Земли наизнанку», поверхность будет значительно превышать поверхность самой Земли.

Опыты с отвесами на выпуклой А и вогнутой Б (полая планета и отображенный в зеркальном шаре мир) поверхностях Земли. В последнем, третьем, случае между, казалось бы, сближенными концами бечевок умещается большее число одонов, чем между отдаленными. Поэтому на самом деле отвесы займут положение друг относительно друга такое же, как и в первом случае.

«безумности» с идеями четырехмерного пространства и постоянства скорости света.

Бендер стал жертвой собственного детища. В апреле 1942 года с ведома высоких чинов флота рейха снаряжается экспедиция на остров Рюген. Ею руководит доктор Гейнц Фишер, известный специалист в области инфракрасной техники. Сразу по прибытии члены экспедиции направили радары в небо под углом в 45°. В полном соответствии с теорией Бендера они пытались получить изображение английского флота, стоящего в Скапа-Флоу. Разумеется, планы экспедиции с треском провалились. Бывшего летчика посадили в концлагерь, где он и умер. О его печальной судьбе поведали французы Ж. Бержье и Л. Поувелс в своей книге «Утро магов».

Однако сторонники идеи существования подземного мира с упорством, достойным лучшего применения, продолжали начатое дело. Уже после войны в Западной Германии выходят популярная книжица повта Иоганна Шлаффа и солидный труд астронома-любите-ля Иоганна Ланга «Теория полого мира». В 1949 году появляется лопулярная брошюра Вальтера Бреннера-Крукенберга «Земля — огромный полый шар». Живучесть этой гипотезы объясняется тем, что в то время человек делал лишь первые робкие шаги в исследовании космического пространства. Так, автор последней брошюры заявляет: «Диаметр земной полости 12 756 км. Лишь малая часть этих тысяч километров покорена аэростатами, самолетами и ракетами-снарядами. Вряд ли удастся когда-нибудь человеку выйти за границу ионосферы — 400 км. Связь человека с Землей, вероятно, навсегда закроет абсолютный космос». А раз прямые опыты по проверке «теории» «Земли наизнанку» невозможны, то остаются лишь косвенные. И Бреннер-Крукенберг подробно -описывает их.

Вот некий капитан Бредов натянул между мачтами своего парохода кусок парусины, выкрашенный сверху в белый, а снизу в красный цвета, и отправился в море. Экспериментаторы, наблюдая за судном в бинокли, замечают: чем дальше уходит пароход, тем сильнее он наклоняется мачтами в сторону берега, тем лучше видна белая сторона полотнища. Вот профессор Мичиганского колледжа Нейр опускает в шахту (глу-

(Окончание на стр. 46—47)

41