Техника - молодёжи 1973-07, страница 42

Техника - молодёжи 1973-07, страница 42

Лауреаты премии Ленинского комсомола -1

Кибернетика «черного солнца»

Наталья МИШИНА

Молодым ученым Института атомной энергии имени' И. В. Курчатова Арсенину Владимиру ' Васильевичу, кандидату физико-математических наук, младшему научному сотруднику, и Чуянову Валерию Алексеевичу, кандидату физико-математических чаук, старшему научному сотруднику, присуждена премия Ленинского комсомола за цикл работ по стабилизации плазмы обратными связями.

Название работы замысловатое, но не такое уж непонятное. Мы наслышаны о волшебных силах, таящихся в плазме, и «обратная связь» — порождение кибернетики — стала понятием разговорным.

Советская наука не скрывает своих работ по мирному применению «термояда^. Помню облики макетов прославленных магнитных ловушек для удержания плазмы — прообразов термоядерных реакторов будущего. «Тока-мак», «Огра», «Ураган» — эти названия обошли страницы журналов и газет. Поражало время, микромгновение, в течение которого держится плазма в этих ловушках, — 0,01 секунды; 0,1 секунды! Вначале плазма жила десятки миллисекунд, теперь

сотни микросекунд. Это мировые рекорды.

Эксперименты молодых лауреатов премии Ленинского комсомола направлены на то, чтобы удержать плазму в ловушке. Лишь решив эту проблему, можно открыть путь к управляемым термоядерным реакциям, а значит, получить океаны энергии.

Иногда процессы, происходящие в бездне космоса, могут служить прообразом и моделью для земных дел физиков. Увы! Нельзя воспринимать это сопоставление с непосредственной прямотой. Подсказка с небес не так уж отчетлива. Порой она сбивает с толку.

В ночи мы видим звездный свет; в жаркий полдень солнце слепит. Иначе и не представишь себе звездное вещество — как нечто раскаленное, яркое, блестящее. Между тем земная высокотемпературная плазма черна. Разогретая до многих миллионов градусов, она не испускает света. Обычные из-лучательные механизмы атомов тут безнадежно повреждены. Это оркестр, где с инструментов сорваны струны...

В формировании солнца и звездных его сверстниц, этих громадных средо

точий плазмы, представляющих собой естественные термоядерные реакторы, участвуют гигантские силы тяготения, которые невыразимо слабы в облачке разреженного газа на лабораторном стенде. Потому-то исследователи ищут свои, особые способы удержания и формирования плазмы.

Материя в своем изначальном виде — совершенно несносное созданье. Электроны и голые атомные ядра со страшной скоростью мечутся в сосуде, испаряя его стенки, отравляясь этими испарениями, и охлаждаются при этом. Частички материи носятся как неистовые хоккеисты, то и дело прижимающие шайбу к борту.

Одно время физиками овладело оптимистическое настроение. Казалось, плазма почти в сачке, ее можно поймать в простейшую сеть из магнитных силовых линий, способных изолировать плазму от стенок сосуда. Тогда электроны и ядра из стремительных хоккеистов превращаются в мастеров фигурного катания, и частички материи как бы под звуки пленительного вальса движутся по кругам и спиралям.

Начались страстные поиски формы магнитного поля. Изобретались «бутылки», «баранки», «жгуты», свитые из силовых линий, и еще более сложные «сети» и «верши». Но отыскание подходящей формы поля — это лишь один из вариантов решения проблемы и, надо сказать, не оптимальный. В невидимых сетях магнитной ловушки плазма, увы, не смирилась. Она лишь продемонстрировала свою удивительную изменчивость. Плазменный шнур перетягивается, извивается, ускользает из «сети» разными способами и старается непременно «лизнуть» стенки сосуда.

Владимир Арсенин рассказывает:

— Идею эксперимента предложили в 1965 году сотрудники нашего института А. Морозов и Л. Соловьев,