Техника - молодёжи 1973-09, страница 32

Техника - молодёжи 1973-09, страница 32

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

...И РЕКИ ПОТЕКУТ ВСПЯТЬ

ТАК НАЗЫВАЛАСЬ СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В № 11 НАШЕГО ЖУРНАЛА ЗА 1967 ГОД. В НЕЙ РАССКАЗЫВАЛОСЬ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ О ПЕРСПЕКТИВАХ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ СТРАНЫ. ЗА ПРОШЕДШИЕ 6 ЛЕТ СПЕЦИАЛИСТЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРОДВИНУЛИСЬ В РЕШЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ. ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ МАТЕРИАЛ ПОСВЯЩЕН ЕЕ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ -- ПЕРЕБРОСКЕ СИБИРСКИХ РЕК.

3 — 5 апреля 1973 года более 120 человек — представители организаций и научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами мелиорации, почвоведения, — обсуждали в городе Пущино-на-Оке вопросы, связанные с использованием вод сибирских рек для орошения засушливых районов Казахстана и Средней Азии. Буднично, в деловой обстановке говорили участники совещания о поэтапной реализации проекта, равного которому мировая история не знала. О том, какую цель преследует это мероприятие, что предстоит сделать, как — и это очень важно — избежать непредвиденного ухудшения природных условий, рассказывает

Игорь Андреевич ГЕРАРДИ, заместитель главного инженера Всесоюзного объединения «Союзвод-проект»г главный инженер Комплекса проектов по переброске стока сибирских рек на южный склон территории страны.

Представьте себе только: изнемогающие от засухи поля Казахстана и Средней Азии — и почти рядом реки, одни из мощнейших в мире, чрезмерное обилие воды, вызывающее даже заболачивание огромных участков. Разве лложно терпеть такую несправедливость природы? Нет! Первым об этом заявил в конце прошлого века агроном и климатолог Демченко. Он составил проект, который и сегодня поражает смелостью фантазии, этакой даже лихостью, что ли. Предлагалось ни больше ни меньше, как повернуть Обь, реки ее бассейна и верховья Енисея на юг, в Арало-Каспийскую низменность. Это позволило бы поднять горизонт воды в Каспии выше чем на 70 м! Собственно, появилось бы новое море, границы которого — Саратов, Уральск, Джусалы. С Азовом и Черным морем оно должно было соединяться по Кумо-Манычской впадине, где проходит цепь пресных и соленых озер. Вот какой грандиозный план! Демченко считал, что такое огромное внутриконтинентальное море вызовет резкое увеличение естественных осадков в засушливых областях Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и Казахстана. На этих территориях, где каждый третий год засушливый, климат изменится и станет похожим на европейский. Через каналы, связывающие сибирские реки с евразийским морем, пройдет водный путь к рудным и лесным богатствам Западной Сибири и Казахстана. На побережье моря возникнут порты, курортные города, поселки; оживут пустующие (в те времена) районы Прикаспия, казахской и среднеазиатских степей и пастбищ. А в результате расходы окупятся за 50 лет.

Все это нельзя расценивать иначе, как красивую мечту. Осуществить ее тогда было невозможно, да, кроме того, Демченко упустил из виду, что при такой серьезной хирургической операции огромного региона (комплекса областей) не только пользу принесешь, но и причинишь немало вреда. В жертву пришлось бы принести нефть Баку и Небит-Дага, сокровища Кара-Богаз-Гола, соль Баскунчака. Трудно предсказать и то, чем потепление в Европе обернулось бы для северо-запада Сибири и побережья Карского моря. Последствия могли бы быть самыми неожиданными.

Вторично к подобной идее вернулись в 30-х годах нашего столетия, когда рассматривался вопрос регулирования стока Оби в связи со строительством Нижне-Обской ГРЭС. Из водохранилищ, которые при этом

должны были возникнуть, легче было бы забирать воду для переброски в Среднюю Азию. Планы составлялись тоже грандиозные — забирать 200 или 250, а то и 300 млрд. м3 воды в год. (Обь и Енисей несут вместе 700 млрд. м 3 в год.) Однако никто так и не обосновал степень объективной необходимости столь гигантских по объему перебросок. Просто исходили из того, что орошаемые земли дают в 2 раза больший урожай, чем неорошаемые. Но ведь это непросто — пустить воду на поля. Нужно еще построить оросительные системы на площадях в миллионы гектаров стоимостью в миллиарды рублей. За недоказанностью надобности этих затрат, а также за отсутствием исследований качества и' количества пригодных для орошения земель предложение осталось в то время без внимания.

И только после майского (1966 г.) Пленума ЦК КПСС за разработку проекта — вернее, комплекса проектов — принялись всерьез, по-настоящему. Именно майский Пленум выработал рассчитанную на длительный срок программу по повышению плодородия почв на основе широкой мелиорации земель. Выступая на Пленуме, Леонид Ильич Брежнев сказал: «Мы должны отдать себе отчет и твердо сказать всей партии, всему народу, что это не текущая кампаний это — программа в области сельского хозяйства, рассчитанная на длительный срок, программа, требующая огромных усилий и немалых капитальных вложений и материально-технических средств. Она базируется на данных науки и практики, на реальных возможностях, которыми теперь располагает советская экономика». Майский Пленум определил темпы и масштабы развития мелиорации с учетом водохозяйственных балансов по главным речным бассейнам СССР, что и поставило на научную, экономическую и реальную основу проблему переброски сибирских рек. После этого возникла возможность разделить всю работу на этапы и ограничить их для ближней перспективы объемом переброски всего 25 млрд. м3 воды в год.

На фотографиях, полученных аэрофотосъемкой в междуречье Сырдарьи и Амударьи, ясно видны следы занесенных песком каналов, садовых и огородных гряд. Здесь, в мертвых ныне местах, когда-то процветала жизнь. Бесконечные войны, нашествия Чингисхана и Тимура привели к опустошению этого края. Вода сибирских рек возродит его, позволит получить то, что. он может дать.

30