Техника - молодёжи 1973-11, страница 29в старину астрономию. Интересно, что именно за это ценили современники «Де революционибус». Тогдашние светила науки не были подготовлены к принятию революционной теории Коперника, однако они воздали должное его высоким познаниям по части математической астрономии, называл мятежного каноника «первооткрывателем астрономии», «вторым Птолемеем», «звездным революционером». Их пафос можно понять: впервые со времен «Альмагеста» Клавдия Птолемея человеческий ум дерзнул посягнуть на законы движения небесных светил и не просто посягнуть — поверить их прихотливые пути строгими методами математики, основанными на наблюдениях. Совершенно иная судьба постигла учение Коперника о гелиоцентризме. Оно было отвергнуто многими как противоречащее здравому рассудку и опыту, накопленному столетиями. Высказывались даже мнения, что и сам Коперник не верил в провозглашаемые им истины, а книгу свою сочинил для того, чтобы вокруг его имени возникла атмосфера дешевой сенсации. Для оценки открытия Коперника применялась краткая формулировка — «абсурд!». Но давайте приглядимся повнимательнее к трем главным астрономическим «абсурдам» Коперника, легшим в основу «О вращениях». Речь идет об открытии трех различных движений Земли. Первое из них — движение земного шара вокруг своей оси, в направлении с запада на восток, то есть суточное вращение, благодаря которому мы наблюдаем смену дня и ночи. В старой, докоперниковской астрономии нашу планету считали абсолютно неподвижной, находящейся в центре вселенной. Все небесные тела — Солнце, Луна, другие планеты, звезды — двигались вокруг Земли по концентрическим кругам. Вся эта громоздкая машина должна была оборачиваться вокруг своей оси ровно за 24 часа. Легко ли было низвести Землю до положения обычного, заурядного винтика во вселенском механизме? Нелегко, однако Коперник дерзнул «остановить Солнце». Открытие «второго движения Земли» (утверждение, что Земля — лишь одна из планет и так же, как и они, вершит свой путь вокруг Солнца) не только объяснило все загадки, связанные с «блужданием» и переменным движением остальных планет, но и позволило гармонично объяснить структуру всей солнечной системы. Именно в «Де революционибус* впервые появился знаменитый ри ♦Ягеллонский глобус», изготовленный в 1501 году. Арабская астролябия, использовавшаяся в Ягеллонсном университете во времена, когда там учился Ко-периин. сунок, представляющий 'Солнце и окружающие его орбиты планет в той очередности, какая ныне известна каждому из нас: Меркурий, Венера, Земля, Марс... Вселенная была для Коперника прежде всего миром солнечной системы, однако воображение мыслителя простиралось далеко за сферу неподвижных звезд. Он писал: «Небо по сравнению с Землей безмерно велико...» «Земля... по отношению к Небу, как точка по отношению к Земле, бесконечно мала, как конечность и бесконечность». «Третье движение Земли», открытое Коперником, — это изменение — конечно, очень незаметное — направления земной оси в мировом пространстве (так называемая астрономическая прецессия). Описание этого явления, представленное польским ученым, сводило на нет господствующую до него геоцентрическую доктрину: последователи Птолемея представляли себе, что вовсе не Земля, а внешняя сфера звезд медленно вращается, поддерживаемая еще одной сферой, уже невидимой с Земли. Опираясь на «трех китов» Коперника, современное естествознание закладывает основы для покорения пространств и времен. Грядущие звездопроходцы будут, как и наши предки, как и мы, следовать завету славянского исполина, завету, помещенному во вступлении к «Де революционибус»: «Я не сомневаюсь, что талантливые ученые и математики полностью согласятся со мной, однако при одном условии: если они захотят не поверхностно, а глубоко познать окружающий мир и обдумать все то, что я... предлагаю им в своем произведении». Бронзовый теодолкт XVI века, приме- нявшийся астрономами для опреде- Перевела с польского ления широт у и. Смирнитская |