Техника - молодёжи 1973-11, страница 54

Техника - молодёжи 1973-11, страница 54

ifМы имеем достаточно данных, чтобы подтвердить важность и глубокую древность создания города. Огромные блоки этого первобытного сооружения без какого-либо архитектурного стиля и способные противостоять разрушению столетий... учат нас, что здесь жила раса гигантов, поклонявшихся богу Солнца».

М. Э л а у ф, История Баальбека, Бейрут, 1944.

КТО. КАК И ЗАЧ ЕМ

Владимир ДВИНСКИЙ, кандидат геолого-минералогических наук. Фото автора

Всеобщий интерес н грандиозному комплексу древних храмов в Баальбене возник, пожалуй, в 1961 году после публикаций доктора физико-математических наук М. Агре-ста. По его мнению, непостижимо высокие познания древних в астрономии, а также неноторые загадочные памятники прошлого могли быть связаны с пребыванием в древности иа Земле представителей какой-то высоноразвитой инопланетной нуль-туры. «Не относится ли, например, терраса Баальбека н этим памятникам?» — задавался вопросом М. Агрест, но, и сожалению, так и не смог дать исчерпывающего ответа. Однако с той поры в научно-по-пулярной литературе прочно укоренились понятия: «тайна» «загадка», «феномен Баальбеиа».

Поснольну истинное назначение науни — срывать поировы со всех и всяческих тайи природы, реданция сочла возможным, идя навстречу пожеланиям многочисленных читателей, направить в Баальбек своего специального корреспондента В. Авинсного. Его статья — творческий отчет о посещении уникального памятника древней культуры.

Поверженные колоссы

Баальбекское святилище... Ни с чем не сравнимо великолепие этих грандиозных развалин, В архитектонике здешних храмов ярко выражено одно стремление: продемонстрировать власть богов над человеком, дать воплощенный в камне образ сверхчеловеческой мощи. Ознакомимся же, читатель, с этим циклопическим музеем под открытым небом.

Вот пропилеи — наружный вход. Когда-то между двумя квадратными башнями пропилеев была широкая парадная лестница. В начале нашего века она частично реконструирована немецкой археологической экспедицией.

Усеян обломками колонн и тесаного камня Большой двор, или Пантеон, акрополя, с остовом гигантского двухбашенного алтаря, на котором умещалось до сотни быков, приносимых в жертву. Здесь же, неподалеку, остатки двух прямоугольных бассейнов, где быков омывали незадолго до заклания.

Пантеон огорожен стенами — высотой с 4—5-этажный дом — с богато украшенными полукруглыми нишами. Из 84 колонн, коГда-То стоявших по всему периметру Пантеона, теперь уцелели лишь несколько. Теплый колорит строительного материала придает всему комплексу особую пышность и блеск, несмотря на то, что за минувшие тысячелетия краски потускнели, выцвели.

От Большого двора к храму Юпитера ведет величественная лестница, «неотвратимая, как движение глетчера», писал о ней известный архитектор А. Буров. Поднявшись по лестнице (ее ширина около 40 м), попадаешь на площадку, откуда открывается панорама всего комплекса. Здесь, где теперь пестрыми стаями снуют туристы, когда-то тысячные толпы подданных Римской империи воздавали почести богам.

На запедной стороне храма Юпитера в кладке цоколя видны три необыкновенно большие плиты. Верхний их ряд лежит на высоте 8 м. Это знаменитые трилитоиы, о которых легенда говорит, что они лежали здесь вечно. Представьте себе каменный монолит размерами