Техника - молодёжи 1975-12, страница 64К тому же известно: создатели балканской культуры Винча в V тысячелетии до и. э. прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая прото-эламская письменность, одинаково близкая и к шумерской, и тэртерий-ской. Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это ни парадоксально, не шумеры, но жители Балкан. Действительно, как иначе объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н. э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Шумеры (как и вавилоняне) были лишь хорошими учениками, восприняв пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись. Ленинградский поэт, востоковед по образованию, Андрей Надиров писал: О древний мир! Твоя стихия Смирилась в беге быстрых лет. Кричу я: где ты, Тэртерия? Но мне не слышен твой ответ. В немой, беспамятной пустыне Сокрылась мысль, и даль темна. Но вновь — в окаменевшей глине Твои воскресли письмена. Они явились в век двадцатый. Как близких братьев смутный зов. Нет, не исчезла до конца ты Во прахе смолкнувших веков. И слышу голос Тэртерии Сквозь мрак, разверзнутый едва. Когда ищу ее живые, Незазвучавшие слова. Да, не зазвучали еще слова Тэртерии. Тем дороже три крохотные таблички из небольшой трансильванской деревушки, помогшие нам сделать новый шаг к постижению своего прошлого, к постижению самих себя. Таблица сходных знаков письменностей Тэртерии середины V тысячелетия до н. э., Шумера (конец IV, начало III тысячелетия до н э.) и Крита (начало II тысячелетия н. э.).
ВЕТВИОДНОГОДЕРЕВАСТАТЬЮ БОРИСА ПЕРЛОВА комментирует шумеролог А. КИФИШИН Среди вопросов, возникших в процессе изучения тэртерийскон находки, особенно важными мне представляются два: 1. Как возникла тэртерийская письменность и к какой системе письма она примыкал?5 2. На каком языке говорили тэрте-рийцы? Б. Перлов, безусловно, прав, утверждая, что шумерская письменность появилась в Южном Двуречье в конце IV тысячелетня до н. э. как-то неожиданно, в совершенно готовом виде. Именно на ней была записана древнейшая энциклопедия человечества «Харра-хубулу», целиком отразившая мировоззрение людей X—• IV тысячелетий до и. э. Изучение законов внутреннего развития шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тысячелетия до и. э. пиктографическое письмо как система находилось в состоянии не становления, а распада. Из всей шумерской системы письма, насчитывавшей около 38 тысяч знаков и вариаций, употреблялось немногим более 5 тысяч, причем все они вышли из 72 древних гнезд-символов. Процесс же полифониэации (то есть разнозвучия одного и того же знака) гнезд шумерской системы начался задолго до этого. Полифонизация постепенно разъедала внешнюю оболочку сложного знака в целых гнездах, затем разрушала внутреннее оформление знака в гнездах полураспавшнхся и, наконец, полиостью уничтожала само гнездо. Ибо распались гнезда-символы на полифонические пучки задолго до прихода шумеров в Двуречье. Любопытно, что в протоэламской письменности, существовавшей одновременно с шумерской также на берегу Персидского залива, наблюдается аналогичное явление. Протоэламское письмо тоже сводится к 70 гнездам-символам, которые распались иа 70 полифонических пучков. И прото-эламский знак, и шумерский имеют внутреннее и внешнее оформления. Но протоэламский имеет еще и привески. Поэтому по своей системе он ближе к китайской иероглифике. В 2852 году до н. э. кочевиики-арии вторглись в Китай с северо-за пада и принесли с собой туда вполне сложившуюся письменность. Но древнекитайской пиктографии предшествовала письменность культуры Намазга (Средняя Азия). Отдельные группы знаков в ней имеют как шумерские, так и китайские аналоги. В чем же причина сходства системы письма у столь разных народов? Дело в том, что все онн имели один источник, распад которого произошел в VII тысячелетии до н. а. На протяжении двух тысячелетий перед распадом эламо-китайской ареал контактировал с шумероидиыми культурами Гураиа и иранского Загроса. Восточному ареалу письменности противостоял западный, оформившийся под влиянием шумероидов пред-Гурана (Гандж-Даро, см. карту). Впоследствии нз него возникли письменности древних египтян, крито-микеицев, шумеров да и тэртерийцев. Таким образом, легенда о «вавилонском» столпотворении и распаде единого земного языка ис так уж и беспочвенна. Ибо сравнивая 72 гнезда шумерской письменности с аналогичными гнездами-символами всех других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию. Перед нами как бы осколки, взаимно дополняющие звенья распав шейся единой системы. Когда же реконструированную символику этой письменности IX—VIII тысячелетий до н э. сравниваешь со знаками-символами позднего палеолита Европы (20—10 тыс. до н. э.), нельзя не обратить внимание на их далеко не случайное совпадение. Да, письменные системы IV тысячелетия до и. э. не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой пра-системы религиозной снмволикн, возникшей в одном месте, как вопреки мнению расистов в одном месте возник и вообще гомо сапнеис. Поэтому понятно исключительное значение тэртерийских табличек. Явное родство употребляемых в них символических знаков с пиктографической системой древних шумеров свидетельствует, повторяю, о том, что распад гнезд-символов произошел задолго до V тысячелетия до н. э. и вне территории Шумера. Но на каком же языке говорили древние тэртерийцы? Броснм взгляд на этническую карту Западной Европы VII—VI тысячелетий до и. э. В это время в результате неолитической революции произошел демографический взрыв. За несколько столетий численность населения увеличилась в 17 раз (с 5 млн. человек до 85). Произошел переход от собирательства к пойменному земледелию. Избыток населения на Балканах, прародине семито-хамитских народов, привел их к широкому переселению в |