Техника - молодёжи 1976-06, страница 55

Техника - молодёжи 1976-06, страница 55

ет, то вновь силу набирает, а все-таки нет-нет да вдруг и появится мастер, не уступающий знаменитому Даниле. И уже не на одном Урале. Один из таких мастеров — Василий Васильевич Коноваленко — живет в Москве. Фотографии его работ даны на 3-й странице обложки журнала.

Путь к Камню он начал уже зрелым художником Родился в 1929 году. Специальное художественное образование получил в Донецке Работал во многих театрах, был художником-постановщикол олерных и балетных спектаклей С 1946 года член Союза художников, неоднократно участвовал в выставках с эскизами театральных постановок и портретной скульптуры.

В 1951 году оформлял Коноваленко балет «Каменный цве~ок». Увлеченный теплом и игрой камня, он ушел в мир чудесных превращений, когда не каждому, а только тебе, да и то не всегда, вдруг обернется невзрачный осколок камня то прекрасной Земфирой, то веселыми бражникамч, то неудачником-рыболовом

Секретов из свое! о ремесла Василий Коноваленко не делает (на 3-й странице оилсжки с.,ева показана последовательность операций при обработке камня), да и никаких особых секретов нет Вся соль в первой операции — когдг. взял камень в руку и вертишь его так и сяк Вот как рассказывал Василий Коноваленко о работе нал композицией «На мормышку»

«Попал в оуки агат из Мжаванско-го района Армении Камень некондиционный, с множеством включений, внешне производит впечатление засчеженности, заиндевелости. Отсюда, наверно, и родилась мысль о зимней рыбглке. А дальше уже рабсть началась Держу перед собой камень, а сам рисую, рисую. Нужьо, чтобы и фигура в камень уместилась, и к |ж,пое пятнышко на месте оказалось». Из серии рисунков выбирается самый подходящий, и •композиция выполняется из пластилина. Затем из гипга. На гипсе и выполняется деталировка Разрезают его на куски — по разному цвету, по камню, который есть, который еще искать надо Определяются плоскости для склеивания, какие где сверлить отвеостия для штифтов. Потом уже по гипсовым кусочкам недостающие камешки подбираются.

После шлифования и полировки заканчивается сборке, и композиция готова. Работы В. Коноваленко не продаются — они остаются в музеях, ездят с выставки на выставку, потому что главная их задача — радовать люлей красотой камня, красотой нашей земли.

Генриетта АЛОЬа

ГЬОРГИЙ ГУРЕВИЧ

Нелинейная Фантастика

(Из «Книги замыслов»)

От редакции

Нам часто пишут молодые, начинающие фантасты, ш игылают твои первые произведения И у всех один и тот же вопрос; что мне ие удалось? Что сделать для того, чтоб рассказ иолучилгя лучше? Как стать писателем?

Как стать писателем — иа «тот вопрос так сразу и не ответишь. Но в поисках ответа полезно было бы заглянуть в ггорческую лабора торию писателя. В< можногть такая есть — в рассказе Георгия Гз ревича описываются размышления писателя чад тем, каким суждено бмть егс будущему роману.

Раздумывая вместе с писателем иад явио, нарочито выдуманной си-tj ацией, пусть даже и сдобренной и i-рядиой дозой гтоль присущего Г Г -ревичу «нелинейного» .«мора, мы видим, как нз первоначального замысла прорастает основа — пока еще не во всем ясная — еще не родившегося творения, как появляются герси и вырисовываются их характеры, как, иаоащивая скорость, срывается с места сюжет, — да, есть во всем атом что-то похожее на труд архитектора, который не был бы архитектором, если б не видел одновременно и полный фасад воображаемого им здания. и рисунок капители какой-нибудь к лимны...

Мы думаем, что рассказ Г. i уре-вича будет столь же полезен для начинающих фантастов, насколько он оригинален и самобытен.

— Лист, — сказал главный. — Печатный лист. Сорок тысяч знаков, и ни :диной запятой сверх того.

— Но я п 1шу роман, — сопротивлялся я. — В романе проблемы, ха-оактеры. конфликты. Хаоактеры развиваются, конфликты переплетаю гея. Еще научная идея, ее тоже надо объяснить

Редактор снигходительно положил мне р <у на плечо.

—■ Tcopi ий тьг отстал от жизни. Нашем] читателю не нужны об^яс -нения. Он грамотный, он подковаи технически, он мыс\ит Фантастику

вообще читает по диагонаЛовит намеки на лету, детали сам дорисует довоопражает.

— Довоображает?

— безусловно

— Хорошо. Тогда я изложу замысел, а читатель представит себе рои'аи. Договорились? Пробуем?

Гл; гный закашлялся

— Ну чем мы рискуем, собственно говоря? — сказал он — Мы экспериментальный журнал.

Итак, пробуем. Рискуем. «Диагона \ьные>\ поддерживайте!

Ода сложности

Сейчас я задумал, пишу, напишу, если успею в ь»той жизии. роман под напьанием «Нелинейная фантастика» I ермин «нелинейная» взят у точных наук. В природе есть простые процессы, зависящие от одной причины, оии описываются простыми линейными уравнениями с однозначным решением, единственным и безупречным. Нелинейные же процессы зависят от многих причин, и у нелинейных уравнений много решений — два, три... пять... пятнадцать, в зависимости от степени, действительны! , мнимы11 Путайся с ними

С воярастом меня все больше увлекает сложность. Мне интересно .ipo слежииать, как из лица выглядывает изнанка как она превращается в новое лицо, как черное становится белым, а белое распадается на семь цветов радуги. Меня восхищает относительность пространства и времени, бесконечность космоса и неисчерпаемость электрона, переход количества в качество, единство и борьба про тивополижностгй и отрицание отрицания. И мне все хочется расскачы-вать, как великоледтно, увлекате.чьно сложен мир, жизнь и челоьек.

Кажется, читатели пожимают плечами. Человек сложен! Да кто же н ■ знает этого?

•Зсе знают Jo забывают Упуска-к>1 из виду О бесконечно сложном человеке говорят простенько, «скверный малый», «хорошая дерушка». Да кто же из нас (из ваших знакомых) бывает всегда, при всех обстоятельствах, для всех на свете хорош или плох? Но и взрослые литературоведы делят героев на положи тельимх и отрицательных настаивают, чтобы писатели дали образец. Достойный подражания. Даже ученые нередко утверждают, что природа склоняется к простоте, ищут простые аакбтй

Ничего подобного, природа ни к чему не склогна Она бездушна и автоматична Очень обшиона и от обилия однообразна. Плодит очень много похожих тел- много звезд, много атомов, VHoi о песчинок, травинок, комаров. Но как же бесконечно сложен каждый комар! Нет, не природа,

52