Техника - молодёжи 1976-06, страница 54ках-«паутинках» в «донеилоновый век» можно было только мечтать, и текстильщики и потребители поначалу с восторгом приняли новые материалы, Но вскоре обнаружилось, что, допустим, капроновая рубашка по гигиеническим свойствам оставляет желать много лучшего, ни в какое сравнение не и^ет с льняной И пошел крен в другую сторону, синтетика вроде бы впала в немилость В чем же депо? В структуре. И у шерсти, и у хлопка, и у доугих натуральных золокон структура объемна, чего нет у гладких, выходящих из фильеры химических болокон Натуральное вэпэкно взъерошено, распушено При подобной структуре нить как бы HJ4tM3Ha воздухом, чотому и способна впитывать влагу, легко выделить пары воцы. А нельзя ли придать такие ж; cBoficTja синтетике? Оказалось, можно. 1947 год — дата рождения нити год названием «хеланка». Получалась она из нейлона. Сперва отдель-гые волокна подэ-гргались крутке 3ai 2M из двух нитей, закрученных d разные сторонм, свиьилась одна и г одерживалась в терм; .камере. Структура такого материала становилась объемной. Хеланка (более из-ьесть.ая под названием «эластик») расп.гив >лась вчетверо и пссле снятия на.-рузхи возвращалась к исходной длине; она стала более гигиеничной Изделия из такой пряжи шли на-ра-хват, несмотря на высокую стоимость Последняя обуслое^.иьалась сложностью технологии. Но вскоре новое технологическое устройство — вьюрок, соединившее ьре операции свивания и крутки, в один процесс, — рез.<о удзшевм.о материал, так кач производительность кру-кльных V' шин возросла в десять раз. С тех лор начался «золотой век» нитей, которые н'заыьаются тек-стурированными, то есть обладающими объемной структурой За последние двенадцать пет выпуск их возрос в мире белое чем в два-дцв! ■> |ja3. Э.о мэрон (от «м< лорас-тяжимчй капрон») мэлон («малорастяжимый лавсан») кримплен, гоф-рон, ожилон, рипон банлон и так далее На следующий день после конкурса наряду с другими подарками и призами участницы его получили по нарядной кофточке, сделанной из выработанной ими нити и сразу же текстурирсванной и окрашенной Но 1екстурировалась нить иначе, ибо на способе свивания и крутки, :<ак говорится, свет кг,ином не сошелся, хотя это пока самый распространенный способ Существуют и другие возможности принудить гладкую нить «взъерошиться». Эффективным оказался, например, метод прессолаьия Сущность его проста. В закрытую камеру поступает проталкиваемая валиками синтетическая нить. Ее набив 1ется все больше и больше Она находит, наконец, узкий выход, через кот о-рый выползае! из камеры Но в результате усилия выходит достаточно «помятой» «взъерршенной» то есть текстурированной Соответствующая температура в камере создает условия для термофиксации обрьзующейся «помятой» структуры А не пробоьали вы провести тонкой леской или волосом по лезвию бритвы? Если сделать это достаточно быстро и умело, то мы опять же увидим вместо плотной гладкой объемную структуру Растяжимая, получаемая таким способом объемная нить была названа рилоном Черновицкая фабрика не так давно освоила выпуск женских оилоноьых чулок. Благодаря растяжимости и объемности такие чулки сочетают крепость капрона с мягкостью шерсти, с приятной и 1ги1 иенической пушистостью природных hi- ей Заметим, что различные способы получения гекстурированных нитей не сопсем дублируки лруг друга. Определенный вид нити, полученный одним способом, порой является характерным только для этого способа, неповторимым в других условиях Скажем, еще один, аэродинамический, метод позволяет получать так называемые бикомпонентные нити, где сердечник, предположим, капроновый, а вокруг него пушистый «ореол» из распушенной вискозы. . Передается смена, подводятся итоги соревнования конкурсанток. Вновь хочется сравнить действия i dhsix мастериц со спортичной игрой Каждая выступающа) в конкурсе выделялась (.воей оптимальной стратегией и тактическими ходами, подмеченными судьями. Например, Зинаида Акулинич, завоевавшая, как и Татьяна Ванюшина, первое место, быстро обходила машину благодаря удачно выбранному маршруту Серебряный призер конкурса Людмила Соловьева отличилась умением вести заправку нити. Вера Шир и/к работала, по отзыву судей, «не выпуская иэ виду всей машины в це лом». Оценка работы складывалась из ряд? показателей, знания теории охвата фронта обслуживания машины, выработки, скоростных показателей, количества отходов и, конечно же качества продукции.^Это было как бы экзаменом юных мастериц на старте десятой пятилетки. мастера К З-С странице овлэжш Кто из нас не замирал восхищен-но, читая сказы Бажова? Описания :амых обычных действий мастера I Завораживали нас сказочными пре-I врьщениьми неодушевленного кам-I ня: «Занялся тут он соком да змее-I виком. Немало перебрал. Ну выбрал и сделал со смекалкой Попо-I тел. Ягодки-то крыжовника сперва I полol.инками обточил, потом внутри-го выемки наладил да еше где надо желобечки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половин-I ки, да тогда их начисто и обточил Живая ягодка-то вышла. Листочки I тоже тонко из змеевика выточил, а ■ на корешок ухитрился колючки тоненькие пристроить Одним сло-soM. сортовая работа. В Каждой игодке ровно зернышки видно и писточки живые, даже маленько с I изъянами- на одном дырки жучком Зудто проколоты, на другой опять I ржавые пятнышки пришлись Ну, как I есть настоящие». Вот уж век прошел, камнерезное I да поделочное искусство то затуха- скульптур из само- Изготовление цветов: U Яновной камень. 2. Эскизы "а Вума! е и из п 1астилина. 3. . :рнсвая формовка из ri-.i =». 4. Pei членение гипсовой модели, под- !3ы каменных деталей, энтировка композиции. 6. Полир - 1ка отдельных деталей. 7 Окончательная монтировка композиции. 4* 51 |