Техника - молодёжи 1978-06, страница 55глаза большие, следы длинные (с локоть). Пятка тонкая, а пальцы нормальные. Живет в горах, ест мясо. Ворует лопатки у убитых человеком оленей. Людей не трогает» — так вкратце передал мне рассказы деда Березкин Андрей Егорович. Милиционер П. Морозов, ламут, средних лет, рассказал мне следующее : «Говорили, что незадолго до последней войны произошел такой случай. Старик со старухой жилч в верховьях реки Майны. В ноябре или декабре месяце к ним две ночи подряд кто-то приходил: сильно лаяли собаки. Было темно, и они никого не видели, но вскоре обнаружили, что у ннх утащили много рыбы, а вокруг яранги много человеческих следов большого размера, с локоть». По всей Чукотке подобное существо называют по-разному: тэрык (человек, появляющийся на восходе солнца), гиркычавыльин (быст-робегущий), мирыгды (плечистый), килтаня (пучеглазый), арынк, ары-са (полевой), рэккем, джулин (остроконечная голова) и т. д. Названия, как виднм, самые разнообразные и имеющие зачастую много значений. Р собраться в них помогает В. Бо орач — известный исследователь Севера, собравший огромный фактический материал по этнографии, истории религии и фольклористике на рубеже XIX и XX веков. В своей монографии «Чукчи» он ленном берегу. Они вечно враждуют с чукчами. К третьему классу относятся «духи», которые прилетают на зов шамана и помогают ему в его колдовстве и врачевании». Дальше Богораз пишет: «Чукчи рассказывают также о существовании племени великанов, которые в отличие от келет не трогали людей. Они называются лолглый. Сказки о них во многом похожи на такие же сказки яскимосов. Один из рисунков, иллюстрирующих эти сказки, изображает великана по имени «Моржовым мясом одетый». Этот великан пришел из-за моря в страну кереков. Он был так тяжел, что везде оставлял следы... Однажды он лег спать на открытом месте. Трн человека увидели его и поймали, привязав канатами к кольям, вбитым в землю. Потом они убили его своими копьями...» Другой чукотский рисунок изображает двух волосатых каннибалов, пожирающих человеческого ребенка. Богораз пишет, что на подлинном рисунке вверху показаны родители, которые с ужасом наблюдают за этой сценой. Среди различных резьбовых изделий из моржового клыка можно найти очень интересные изображения великанов и келет. Весь материал, которого я коснулась, заслуживает того, чтобы взглянуть на него с биологической точки зрения. БИГФУТ ПОПАДАЕТ В КАДР! ДМИТРИЙ БАЯНОВ, руководитель семинара по реликтовым > «лииноидам при Государственном Дарвиновском музее, ИГОРЬ БУРЦЕВ, кандидат исторических наук 20 октября 1967 года американский исследователь Роджер Паттер-сон и его помощник Роберт Гимлин ехали верхом на лошадях вдоль пороошого лесом ущелья Блафф Крик в Северной Калифорнии. ] [еожиданно у ручья исследователи увидели сидящее на корточках существо, 1.оторое, заметив людей, поднялось на .ноги и стало уходить вдоль крутогн склона ущелья в глубину леса. Паттерсон, соскочив с лошади, бросился наперерез, снимая движение существа кинокамерой. Ему удалось приблизиться к гоминоиду примерно на 40 м. Здесь, укрывшись за поваленными деревьями, он продолжал съемку, пока не кончилась пленка. разделяет духов (келет), о которых рассказывается в сказках и легендах, на три класса. «К первому классу относятся злые духи. Невидимо витая в пространстве, они охотятся за человеческими душами и телами. Вторую категорию составляют кровожадные каннибалы, которые жили или до сих пор живут где-то иа отда- Подобная попытка была сделана профессором Б. Поршневым в большой монографии «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах». Описывая многочисленные рассказы, он предполагает, что в них идет речь о миграции гоминоидов на северо-восток до Чукотского полуострова и Берингова пролива. Американские ученые не взялись за тщательное исследование фильма, а большинство антропологов отвергли его как подделку. Не встретив понипания в Америке, коллега Паттерсона, Рене Дахин-ден, отправился в 1971 году в Лондон и в Москву для того, чтооы получить заключение европейских и советских специалистов. В Москве 53
|