Техника - молодёжи 1978-06, страница 52Рис] нни гоминсида, сделанные очевидцами из Югор-чого края. j* tsffi / А 1 Алмасты — кавказский гоминоид, нарисованный по многочисленным описаниям очевидцев. Изображение «дикого горного человека», взятое из старинного буддийского трактата по медицине. за один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее собольной, скулы голыя, у рук вместо пальцев когтн, у ног пальцев не нмел, мужеска пола. Отставной урядник Андрей Шахов послал об этом 16 декабря 1845 года доношение в Березовский земский суд». Ежегодник Тобольского губернского музея, Тобольск, 1907 год. Так начинается одно нз "самых странных, неразгаданных дел, которые когда-либо велись в уголовной практике царской России. Документы о нем хранились в гориде Салехарде в архиве краеведческого музея. Дело было донесено тобольскому губернатору и губернскому правлению. Далее следуют объяснения участников происшествия: Обыль объяснил, что вместе с Фалалеем нашел в лесу какое-то чудовище, облаянное собаками, от коих он оборонялся своими руками. По приближении 15 сажень сбоку из заряженного ружья Фалалей стрелял в оного чудовища, которое и пало на землю. Осмотрели его со всех сторон, орудия при нем никакого не было, ростом 3 аршина, мохнатой, не имелось шерсти только на носу и на щеках, шерсть густая, длиной в полвершка, цвету черноватого, у ног перстов нет, пяты востроватые, у рук персты с когтями, для испытания разрезывали тело, которое имеет вид черноватой, и кровь черноватая, тело чудовища сего оставили без претохранения на том месте. Земскому исправнику дано приказание найти тело существа, но местные жители долго отказываются показать место, где оно убито, а потом приводят на поляну, на которой не было никаких следов. Так и осталось дело под названием «Березовское чудо» нераскрытым. В Салехарде три специальных средних учебных заведения. В них учатся юноши и девушки со всего Ямало-Ненецкого национального округа, выросшие в семьях оленеводов, не один год каславшие с родителями по бесконечным просторам тундры. И вот провожу анкетный опрос будущих педагогов, фельдшеров, зоотехников. На первый вопрос анкеты: «Встречался in у вас в тундре днкнй человек?», из 60 опрашиваемых 48 отвечают утвердительно. 12 учащихся отвечают «Не знаю». Вопрос второй: «Как ненцы называют дикого человека?» На этот раз одинаково ответили все 60: «Тунгу». Вопрос третий: «Кто сам или из близких родственников встречал его в недавнее время?» (Имелись в виду 60—70-е годы.) Четверо видели тунгу своими глазами, но на значительном расстоянии, в густых сумерках. Детали облика описать не могут. У 10 учащихся его видели отец, дед илн братья. Вопрос четвертый: «Как описывают тунгу те, кто видел?» Очень высокий и тонкий. Мо -натый, наверное, в шкуре. Оглушительно свистит и очень быстро бегает. Встречали его практически по всему Северу от Оби до Енисея, и в тундре Гыданского полуострова, и значительно южнее, в лесах по Надыму и Тазу. В поселке Ныда Надымского района, где я продолжил опрос уже среди опытных оленеводов и рыбаков, не было нн одного, кто бы отрицал его существование. Почему-то здесь все одинаково утверждали, что тунгу часто встречался еще 15—20 лет назад, а лет 10 уже совсем не встречается. «Куда-то ушли, наверное, в леса, которые южнее», — говорили старики. Вот типичный, обобщающий рассказ старого оленевода, пенсионера Евгения Григорьевича Тога: «Тунгу — дикнй человек, встречается осенью, когда темнеет в тундре. Очень высокий — два метра, наверное. Живет в лесу под корягой. Разговаривать не умеет, только свистит и кричит: «Ру-ру-ру». Иногда подходит к чумам, чтобы украсть девушку. В 62-м году к нам в чум кидал песок и свистел. Но никто не вышел к нему. Все боялись. Еще раньше, в 29-м году, в августе, я видел следы. Они длинные н узкие. Тунгу бегает быстрей оленя». Характерно, что ненцы никогда не смешивают народность тунгусов (эвенков) и диких тунгу. Из опроса старых оленеводов Надымского района и из анкетного опроса учащихся Салехарда выяснилось, что встречи с тунгу были достаточно частыми еще в начале 60-х годов. Если рассказы о тунгу считать правдивыми, то конец встречам положило бурное освоение этого края геологами и идущими по их следам строителями. Внешнее описание дикого человека — тунгу не позволяет его смешивать ни с одной из народностей Севера. Необычные, но характерные для него черты поведения — отсутствие речи, оглушительный свист, удивительная быстрота бега и исключительная, доведенная до совершенства адаптация в условиях северной и полярной природы — говорят за то, что перед нами новый, особый вид, чем-то похожий на человека и в то же время отличный от него. Но откуда и когда неизвестный дикнй человек пришел в эти суровые северные края? Как это произошло? 50
|