Техника - молодёжи 1979-07, страница 57

Техника - молодёжи 1979-07, страница 57

ОЪНао^сды... Это будет очень удобно..

В 1944 году, когда на разработку атомной бомбы были истрачены сотни миллионов долларов, некоторых чинов-

минут,

которые потрясли мир

В последней четверти XVI века близ Копенгагена на островке Иен была построена обсерватория — замок Уранибург. Европа еще не знала такой обсерватории, которую создал там изобретатель секстанта астроном Тихо Браге, оснастивший ее лучшими для того времени инструментами.

Изо дня в день с необычайной пунктуальностью и тщательностью Тихо Браге наблюдал и йзучал движение планет (особенно Марса), звезд и комет. Итогом его 20-летних работ были обширные астрономические наблюдения, самые точные из всех, какие тогда знала наука.

В последние годы жизни Тихо Браге оказался в опале и вынужден был жить в Праге, где его помощником стал молодой немецкий ученый Иоганн Кеплер. Год за годом он обрабатывал материалы наблюдений Тихо Браге, проделав колоссальные вычисления. Если учесть, что логарифмов (которые, по словам Гаусса, удвоили жизнь астрономов) тогда не было, труд Кеплера не может не вызывать изумления. Беспощадно требовательный к себе, он не остановился перед тем, чтобы начать всю работу заново, когда, исследуя движение Марса, обнаружил расхождение в восемь минут дуги между теоретическим положением планеты и ее фактической позицией.

Ошибка была не столь велика, можно было не обращать на нее внимания. Но Кеплер решил продолжить исследования. И зта небольшая ошибка сыграла великую роль в истории науки. После девяти лет труда Кеплер открыл свои три закона0 движения планет. Он сам потом писал, Что если бы Желал пренебречь восемью минутами долготы, то давно закончил бы труд, «но так как пренебречь невозможно было, то зти самые восемь минут привели к полному преобразованию астрономии»... Он «измерил» небеса, и его законы описывают сложнейшие движения пла иет и их спутников.

А. БУТКЕВИЧ

Львов

Почтовый ящик

Уважаемая редакция! Заметку «Числа со знаком качества», опубликованную в № 11 за 1978 год, мне хотелось бы дополнить еще несколькими интересными фактами. «Совершенство» совершенных чисел не исчерпывается совпадением числа и суммы его делителей. Оказывается, у совершенных чисел есть еще несколько интересных особенностей.

1. Каждое из известных совершенных чисел, начиная с V2, разлагается на сумму кубов последовательных нечетных чисел:

V2 -28-1'+3»;

V, —4&6=»18в+53+7»;

V4 -8128«1s+3»+5s+7»+93+

+11»+134-15»;

V, —33550336«И s+3»+.........

+ 127*. и т. д.

2. Каждое из известных совершенных чисел мо1 ет быть представлено в виде суммы последовательных степеней числа 2:

V,-6-2+22;

V2 —28— 22+28+ 24;

V8 -496-2«+2б+2«+2'+2®;

V4 —8128—2e+27+.....+212

И Т. д.

3. Складывая цифры каждого из известных совершенных чисел начиная с V3 и повторяя этот процесс для получающегося результата некоторое количество раз, в конце концов получим число 1.

V3~28; 2+8-10; 1+0=1; * V3~496; 4+9+6.19; 1+9-10; 1+0-1; £ V4 =8128; 8+1 +2+8=19; V 1+9-10; 1+0-1 и т. д.

В. ТИМЧЕНКО

Киев

ников Белого дома стало разбирать беспокойство. Но их волновали отнюдь не последствия использования чудовищного оружия, а соображения совсем иного порядка. Ведь если бы проект не увенчался успехом, конгресс назначил бы расследование —- куда, мол, девались деньги? В связи с этим один из советников президента, генерал СоМер-велл, как-то сказал непосредственному руководителю проекта генералу Л. Гровсу:

— Я собираюсь купить дом неподалеку от Капитолия. Рядом с этим домом продаетсй еще один. Так вот, советую вам приобрести его.

— Зачем? удивился Гровс.

— Это будет очень удобно: ведь все равно весь остаток жизни нам с вами придется провести, давая показания в различных комиссиях конгресса...

Разве линкор нисколько не приподнялся?

Как-то раз на спасательное судно, работавшее в Пирл-Харборе над подъемом полузатопленного японцами американского линкора

«Вест Вирджиния», прибыла комиссия, состоявшая из высокопоставленных лиц.

— Почему водолазы не приступают к работе! — спросили они руководителя работ Карнеке.

— Мы ждем, чтобы вы объяснили, что должны сделать водолазы.

— Это и так ясно! Нужно поднять линкор!

Поняв, что спорить и объясняться бесполезно, Карнеке вызвал водолаза Ратлед-жа и сказал ему:

— Корабль сидит на грунте. Мы должны поднять его. Начинаи работать.

Ратледж ушел под воду, и вскоре по всему судну стали разноситься его усилен* ные трансляцией стоны, кряхтенье и сопение.

— Что ты там делаешь? —-с деланной тревогой крикнул Карнеке в телефонную трубку.

— Как что я делаю? ~ задыхаясь, ответил Ратледж. — Я забрался под днище этого проклятого линкора и поднимаю его. Неужели он нисколько не приподнялся?

Именные локомотивы

Каждый крупный пароход при спуске на воду получает собственное имя, но мало кому известно, что и все первые паровозы на первой русской железной дороге Сайкт-Петербург — Царское Село, открытой для движения в 1837 году, также получили собственные имена: «Проворный», «Орел», «Стрела», «Богатырь», «Лев», «Сокол», «Россия». Собственные имена получили и все первые паровозы в других странах. В Англии они назывались так: «Солнечный луч», «Джон Булль», «Громовержец», «Геркулес», «Старая медная банка» и т. п. — все

зависело, очевидно, от настроения их конструкторов-владельцев. Эти названия не всегда показывали истинное лицо локомотива. Так, «Ракета» Стефенсона развивала скорость всего лишь в 35 км/ч, но для своего времени она была поистине ракетой. Мода присваивать личные имена паровозам продержалась до середины 60-х годов прошлого река, до начала крупносерийного выпуска локом эти вов механическими заводами. Массовый поток стандартной продукции стер все индивидуальные черты паровоза-одиноч-ки...

В. СУПРУНОВ Лен и и г*ра д

Рисунки Владимира Плужников а, Никиты Розанова