Техника - молодёжи 1979-08, страница 28

Техника - молодёжи 1979-08, страница 28

НЕФТЬ,

ГАЗ И... ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

ЮЛИЙ ГАЛКИН, геолог

Итак, нефть, газ и... землетрясение... Есть ли какая-то причинная взаимосвязь между добычей полезных ископаемых и стихийными бедствиями? Что общего между успехами советских, итальянских и румынских нефтяников и газовиков и разрушительными землетрясениями, происшедшими в апреле — мае 1976 года в Кызылкуме и на севере Италии и в марте 1977 года в румынской части Карпат?

Для специалиста-естествоиспытателя ответ предельно ясен. Эксплуа тация нефтяных и газовых месторождений не может вызвать и не вызывает землетрясений.

Однако у неспециалистов часто возникает вопрос: а не образуются ли при добыче в недрах пустоты, которые затем приводят к катастрофическим деформациям горных по род? Не нарушаем ли мы существующее в природе динамическое равновесие, не уничтожаем ли мы сами себя в погоне за минеральными ресурсами?

В том, что подобные вопросы возникают, виноваты, наверное, и сами ученые, и прежде всего создатели новых научных школ и направлений. так как они не всегда достаточно популярно и ясно рас

сказывают о своих достижениях и открытиях. И вот результат, когда человек знает понаслышке об успехах науки, не понимая точно, что же достигнуто, он относится к этим успехам недоверчиво, порою принимая каждое новое слово науки в штыки. Человеку порою кажется, что происходит вторжение в его дом, в его личную жизнь... А отсюда уже и рукой подать до сногсшибательных откровений: Земля мстит за вторжение в ее недра, за нефть п газ приходится расплачиваться разрушениями, страданиями, человеческими ЖИЗНЯМИ.

Давайте же посмотрим, могут ли быть взаимосвязаны нефть, газ и землетрясение.

Под землетрясением обычно понимают интенсивные колебания земной поверхности, вызванные сильными подземными толчками. Знаменитый вулканолог, кинодокументалист и писатель Гарун Тазиев образно назвал землетрясения «дрожью наш^й планеты, проявлением титанических сил природы». По международной шкале сейсмической интенсивности MSK-1964 землетрясения оцениваются в диапазоне 1 —12 баллов.

Землетрясение силой в 1 — 2 балла практически не ощущается, и его регистрируют лишь сейсмографы. Трехбалльное землетрясение

Сводная карта основных мировых очагов землетрясений и районов добычи нефти и газа.

можно сравнить с сотрясением почвы, вызванным легким грузовиком, а четырехбалльное — тяжелой машиной. При пятибалльных толчках уже повреждаются отдельные здания, а 7—8 баллов — это катастрофа, разрушения, радикальное изменение ландшафта... Очевидцы девятибалльных и более сильных землетрясений редко остаются в живых.

Весной 1976 года в Узбекистане, в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Газли, мне довелось на себе испытать,' что такое толчки интенсивностью от 4 до 6 баллов. Удивило легкое подпрыгивание стола и дребезжание посуды. Болезненно давило на уши, словно самолет вдруг резко стал терять высоту. Осталась в памяти адская ночная пятичасовая какофония: беспрерывно стонали ишаки, заливались собаки, блеяли бараны, кричали петухи. В какой-то момент я потерял сознание и, уносясь куда-то в бездну, услышал свой собственный крик...

Однако сейсмология — наука точная, она не может полагаться на субъективные ощущения и богатство воображения пострадавших.

тектонически разуплотненные зоны.

Плотность этого потока крайне неравномерна. Он наиболее плотен в полосе альпийской складчатости, а также в рнфтовых зонах Земли и наименее плотен в пределах жестких кристаллических структур древнего заложения — щитов, серединных массивов и т. д.

Теперь читателя, видимо, заинтересует, в какой же форме углерод поступает в атмосферу Земли из ее мантии? Наука располагает большим количеством опытных данных о составе углеродистых газов в газовых струях, истекающих из зон тектонических нарушении, на щи

тах, в пределах древних и молодых платформ, в полосе альпийской складчатости, в грязевулканическом процессе и в процессе лавового вулканизма. Если прбследить, как меняется состав углеродистых га зов в перечисленных зонах, то окажется, что он изменяется последовательно — от исключительно углеводородных на щитах до существенно углекислых в вулканическом процессе. Как известно, замеры на действующих вулканах очень сложны, поэтому и по ряду теоретических соображений автор не совсем уверен в строгости оценок истинного состава газов, исте

кающих из вулканов. Но и из имеющихся данных следует, что газы, поступающие в атмосферу, гидросферу и осадочный чехол Земли из ее мантии, примерно на 35% представлены углекислотой и на 65% углеводородами (преимущественно метаном).

Из всего сказанного следует, что вероятность образования промышленных скоплений углеводородных полезных ископаемых за счет поступления углеводородных газов из мантии примерно в 100 раз больше вероятности их образования за счет разложения биогенного органического вещества.

26