Техника - молодёжи 1980-12, страница 60

Техника - молодёжи 1980-12, страница 60

Однаусды Чистота— не залог открытия!

Как-то раз английский бактериолог Александр

Флеминг (1881—1955) получил приглашение посетить большую американскую лабораторию. Готовясь к приему знаменитого гостя, ее сотрудники навели образцовый порядок в помещениях и на своих рабочих местах. Все оборудование сверкало первозданной чистотой, нигде не было видно ни пылинки.

Пораженный такой показной аккуратностью, Флеминг скептически заметил: — Если бы я в свое время работал в столь стерильной лаборатории, то мне никогда не удалось бы открыть пенициллин!

Здесь следует заметить, что сам Флеминг сделал свое открытие, принесшее ему всемирную славу, случайно, когда опытная культура бактерий, которую он исследовал, была загрязнена спорами плесени.

У известного немецкого химика Роберта Бунзена (1811 —1899) был двоюродный брат Карл, который в последние годы жизни трудился над обширным богословским трактатом. Видимо, Карл пообещал одному американскому богослову выслать ему сей опус сразу же по выходе издания в свет, но так и не успел закончить работу. И вот американец, перепутав братьев, начал атаковать знаменитого химика напоминаниями о том, что пора бы и выполнить обещанное. Заокеанский проситель настолько надоел Бунзену, что он, потеряв всякое терпение, написал ему:

— Мистер! Сочинение, которое вы так настойчиво просите прислать, осталось, к сожалению, незавершенным из-за моей преждевременной смерти, и, надеюсь, эта уважительная причина хоть в какой-то мере послужит оправданием того, что оно не может быть отправлено вам...

Маяки

асфальтовых

морей

В конце 1850-х годов в центре Лондона начал действовать первый ^светофор. Он состоял из двух газовых рожков с красным и зеленым стеклами и был предназначен для дублирования сигналов регулировщика-полисмена в темное ~время суток и в туман. Рожки зажигали вместе с уличными фонарями. В нужный момент напор газа убавляли, и пламя той или иной трубки почти полностью скрывалось за непрозрачным ободном. Успешно проработав несколько лет, этот светофор закончил свое существование мощным газовым взрывом.

Первый электрический светофор зажегся иа Потсдамской площади Берлина в 1920 году. Три фонаря — красный, желтый и зеле-ный — крепились к установленной в центре площади вышке. Здесь же, на высоте 8,5 м, была смонтирована кабина для полицейского, который наблюдал за движением и подавал соответствующие сигналы. Любопытно, что этот светофор управлял не транспортом, а пятью регулировщиками, стоящими в разных концах площади.

В Москве первые светофоры появились в середине 20-х годов. Они имели один красный сигнал и устанавливались вдоль путей трамвая — самого скоростного по тем временам вида транспорта. Сигнал включал сам трамвай, замыкавший своим токоприемником контакты.

Тогда же на главных улицах столицы появились цве-тосемафоры. Они представ

ляли собой круг с красной, желтой и зеленой полосами, по которому с помощью часового механизма равномерно перемещалась стрелка, указывая на полосу, соответствующую тому или иному сигналу.

А в декабре 1930 года иа перекрестке Петровки и Кузнецкого моста заработал первый в СССР электрический трехцветный светофор. Он управлялся милиционе-ром-автои не лектором с пульта на тротуаре.

Первый электрический светофор с автоматическим переключением сигналов был установлен весной 1928 года в Лидсе (Англия). Красный и зеленый огни горели по 28 с, желтый — 2 с. Вскоре такое устройство получило широкое распространение.

Ныне же на смену ему приходят электронные схемы, выбирающие время горения сигналов в зависимости от числа автомобилей, подходящих к перекрестку.

Как бы ни были совершенны системы автоматического управления движением, они не могут учесть всех ситуаций, возникающих на дороге. Порой без помощи автоинспектора-регулировщика не обойтись, но среди оживленного потока автомобилей он, что и говорить, чувствует себя не очень уютно. Оригинальный выход из создавшегося положения нашли во Франции. Там в нужный момент регулировщик устанавливает на мостовой переносной мини-светофор на аккумуляторах, сигналами которого управляет по радио, находясь в безопасном месте за пределами проезжей части.

И. ИВАШЕЧКИН

по с. Монино Московской обл.

—Чк,

- v

МОСКВА XXIII ВЕКА

Под таким названием «ТМ» в свое время поместила статьи Н. Алексеева (К» 5 за 1964 год) и В. Зус-мана (Ni 12 за 1966 год). Напомню, в них говорилось о серии открыток «Москва будущего», выпущенных в 1914 году товариществом «Эйном». Всего было опубликовано семь открыток — «Кремль», «Красная площадь», «Лубянка», «Театральная площадь». «Заря-дье», «Яр», «Петровский парк».

Я думаю, читателям будет Москва

небезынтересно познакомиться с последней, восьмой, открыткой. В отличие от других ее место действия полностью выдумано. Подпись под картинкой многозначительно гласит: «Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Воздушных и Земных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, причем все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм».

Э. ФАЙНШТЕЙН

ШШШШШШШ