Техника - молодёжи 1981-06, страница 23

Техника - молодёжи 1981-06, страница 23

кинофантастикг Разумеется, в чисто техническом план г. Не надо забывать, что на Западе ки.ю — это ппежде всего коммерция. Для получения сверхприбылей фильмы насыщаются порнографией, сексом, культом насилия. И в них вкладываются совершенно немыслимые средств^: считается, что потом, когда картина пойдет в прокат, они он тятся с лихвой Например, фильм «Челюсти^. По содержанию это не фантастика, скорее боевик. Но американцы специально для фильмг изготовили искусственную акулу, электронное чудо», как ее обозвали Одна эта акула стоила четверть миллиона. Наши молодые кинематографисты ищут _элрр простые и действенные пути Например, режиссер Р. Викторов, когда сними п научно-фантастическую картину «Через тернии к звездам:», сделал так: макет космической станции погрузил в Ялте в бассейн, и актеры в скафашюах плавали в макете, имитиру состояние невесомость

— То есть та самая гидроневесо-могть, которую уже давно использу-ю! для тренировки космонавтов, на этот раз потужила фантастике?

— Да. Вообще космонавтика дает фантасту очещ. много. Она поставляет тот материал, ту ' фактуру, из котопой писатель стриит свои про изведени* Исключительно ценно для фантаста непосредственное общение с космонавтами. Очень полезными для меня лично были встречи с Г. Береговым, П. Поповичем, В. Се

вастьяновым Разп воры с Береговым, например, весьма помогли при работе «д второй книгой «Лунной радуги», особенно в той ее части, где речь идет о ранней профессионализации героя.

— Значит, общение со специалистами необходимо?

-— Конечно! В центре фантастических произведений прошлых лет зачастую стоял образ любителя-энтузиаста. Такого дилетанта подать проще — ведь, чтобы правдиво изобразить специалиста, как это принято

современной фантастике, необходимо основательное знакомстви с его профессией или ее аналогами, если ее самой как таковой в настоящее время не существует. Конечно, это нелегко. Но без ярко выраженного профессионализма героя современная фантастика про( го немыслима.

— Раз уж мы начали сопоставлять прошлое и настоящее то как вам лично представляется эволюция советской фантастики? Скажем, в послевоенные годы?

— Раньше, в 4( -50-х годах, научная фантастика была в основном инструментом просветкгельства. Хорошей научно-популярной литературы в те годы было немного, и фантастика восполняла этот пробел Колоссальный шаг вперед сделал Иван Антонович Ефремов, создавший в своих романах подлинную «энциклопедию будущего» и затронувший почти все проблемы, над :оторыми

работают сейчас советские фантасты. Ну а будущее советской научной фантастики опреде нот, на мой взгляд, молодые. Весьма знаменательно, что на нашем конкурсе (С. И. Павлов — член жюри между народного конкурса на лучший научно фанта( тический рассказ, итоги первого этапа которого олублико-ванн в «ТМ» № 5 с. г. — Примеч. ред.; поощрено так много перспективных начинающих авторов Но ведь «ТМл, насколько я понимаю, не в состоянии напечатать даже все от ученные рассказы, не говоря уже о произведениях других участников кс :<урса, прос не позволит объем. К тому : се «ТМ» имеет все таки свой профиль, свою специализацию. И возникает естественный вопрос где же все таки печататься молодым, начинающим авторам?

— Ну, есть еще ежегодный сборник «Фантастика»...

— Издательство ::Молодая гвардия» действительн< проводит большую паботу с молодыми фантастами В том числе и'с сибирскими: несколько лет назад вышел сборник «Зеленый поезд», сейчас готовится новый, «Ветк 1 кедра». Но сборники появляются все-таки слишком едко. Трудно стать популярным пис елем, п"бликуя по рассказу в год. Не пора ли создать специальное периодическое научно-фантастическое издание — если не журнал, то хотя бы литературно: пр южение? Напри-ме( к «ТМ>. Ведь приложения есть

20