Техника - молодёжи 1981-08, страница 43

Техника - молодёжи 1981-08, страница 43

ПРИНЦИП НЕНЦКОГО

История микрокапсул, липосом и фармакосом насчитывает не более 10—20 лет. Но истинная история принципа «троянского коня» в медицине началась еще в конце прошлого века. Именно тогда известным русским биохимиком М. В. Ненцким был предложен принцип, которым химики и фармакологи пользуются и по сей день. Суть его в том, что малоизбирательно действующее лекарство целесообразно вводить в организм больного в виде соединения, из которого активное вещество будет образовываться только в нужном месте. Иными словами, речь идет о временной химической модификации активных соединений, благодаря которой физиологически активное соединение беспрепятственно добирается до «мишени» и лишь там становится, что называется, самим собой.

Кто не знает мощные средства лечения дизентерии — сульфаниламиды? Эти препараты должны действовать в толстом кишечнике, но большинство их почти полностью всасывается в стенки тонкого кишечника. Как быть? На помощь приходит принцип Ненцкого. Молекулы сульфаниламидов утяжеляют, связывая их остатком фталевой кислоты. Получающиеся лекарства — фтазин и фталазол — в больших количествах благополучно добираются до толстого кишечника. Здесь-то и происходит расщепление их молекул с освобождением норсульфазола и сульфапири-дазина, которые и убивают болезнетворные микроорганизмы.

А вот другой пример. Есть немало болезней, для лечения которых необходимо доставить лекарство непосредственно в мозг. Но химическим соединениям на пути из крови в ткань мозга приходится преодолевать так называемый гематоэнцефалический барьер

(ГЭБ). Пройти его могут соединения, хорошо растворяющиеся в липидах. Но этим-то свойством многие физиологически активные вещества не обладают. На выручку опять-таки приходит принцип Ненцкого. Молекулы вещества, плохо проходящие через ГЭБ, модифицируют так, что они становятся более гидрофобными, а значит, и более растворимыми в липидах. Скажем, катехоламины (норадре-налин, адреналин и допамин) практически не проникают из крови в центральную нервную систему. А вот для их гидрофобных производных такой проблемы нет. Они легко попадают в ткань мозга и там гидролизуются с образованием физиологически активных соединений.

Примером того, как остроумно используют прием маскировки для доставки лекарства к месту действия, может служить и лечение проказы дитофалом. В то время как истинный лекарственный агент — этилмеркаптан — обладает низкой температурой кипения и отвратительным запахом, дитофал лишен таких недостатков. Благодаря этому удается не только устранить трудности, связанные с втиранием этилмеркаптана в кожу, но и избавиться от его запаха. В организме дитофал разлагается и образуется этилмеркаптан:

COSCjHi—» СгНЙН

ДИТОФАЛ МЕРКАПТ«<

ОТ МИФА К НАУКЕ

А теперь немного рассуждений общего характера. До недавнего времени бытовало мнение, что мышление наших отдаленных предков было намного примитивнее нашего. Одни ученые называли его дологическим, другие — даже внелогическим. И в самом деле, мы до сих пор свысока смотрим на логику дикаря. Но вот известный французский ученый Клод Леви-Стросс, проанализировав мифотворчество различных народов, пришел к выводу, что оно представляет собой процесс, построенный на определенных логических операциях. Более того, оказалось, что человек мыслил всегда одинаково хорошо и что логика мифического мышления столь же взыскательна, как и логика современного научного мышления. Да если бы первобытные народы думали по совершенно иным законам логики, чем мы, человечество, наверное, давно бы вымерло.

В сущности, в мифах, дошедших до нас из туманной дали веков, содержатся зачатки естественных наук. Их можно рассматривать как предвестников научных теорий, ибо в них заключены попытки единого объяснения многих явлений. Но наряду с ценной информацией в них содержатся сведения, не имеющие сегодня объективного содержания (устаревшие представления, суеверия). Вот почему задача состоит в том, чтобы выделить из мифов полезный «сигнал». Так, как это было сдедано с легендой о «троянском коне» — современные ученые, соединив прошлое с настоящим, вдохнули в нее новую жизнь. И нет сомнения, что и другие мифы откроют нам новые идеи. Возможно, и такие, которые пока недоступны нам.

СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ

{Продолжение. Начало на стр. 8).

больше того — нелепые помехи. Вот пример: совершенно очевидно, что любая лаборатория, занимающаяся экспериментальным приборостроением, должна опираться на свою механическую мастерскую, где обычно работают универсалы высшей квалификации. Эти мастера — «золотые руки» фактически становятся соавторами инженеров-разработчиков. Вишневский с товарищами организовал такую механическую группу, однако... сейчас сами практически лишены возможности пользоваться ее услугами, ибо она стала необходима всей кафедре!

Сложившаяся ситуация вообще представляется крайне противоречивой. Судите сами: перспективы применения пьезодвига-телей настолько значительны, что, казалось бы, все заинтересованные научные и производственные организации должны активно включиться в процесс превращения лабораторных образцов в серийные изделия. На деле этого не происходит.

Есть и еще одно противоречие. В стране существует мощная электротехническая промышленность, выпускающая миллионы самых различных электродвигателей. Для этой отрасли существует железный закон — ГОСТ, который, оказывается, не предусматривает даже существования пьезоэлектрических двигателей. А пьезодвигателям сейчас необходимо оказаться именно в условиях заводского производства. Где же выход?

Нам представляется целесообразным создать на базе существующей лаборатории КПИ специальное конструкторское бюро с базой в виде небольшого (на первых порах) опытного производства завод-

|ского типа, с технологическим отделом и т. п. Не хочу ничего подсказывать авторам пьезодвигателя, но, по-моему, они сами понимают, что основные преимущества их изобретение нагляднее всего проявит в звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурах. И не только бытовой: можно сказать 5 шире — в аппаратурах регистрации

{низкочастотных колебаний. А когда пьезодвигатели будут отработаны в условиях производства, близкого к заводскому, когда они широко продемонстрируют свою техническую и экономическую незаменимость хотя бы в какой-то одной области, вот тогда-то от заказчиков отбоя не будет и вопросы массового производства решатся сами собой.

41

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Троянский конь

Близкие к этой страницы