Техника - молодёжи 1981-08, страница 42

Техника - молодёжи 1981-08, страница 42

Многослойная липосома, образующаяся при набухании фосфолипидов в воде при слабом перемешивании.

Это существенно ограничивало практическое использование хелат-ных агентов в терапии отравлений тяжелыми металлами. Опыты показали, что при введении ЭДТА, инкапсулированной в липосомы, происходит более быстрое выведение металлов из организма; соответственно уменьшается концентрация металла в печени.

Липосомы сулят также новые возможности для профилактики и лечения вирусных чнфекций. Специалисты проделали такой опыт: с поверхности вируса гриппа выделили гемаглютинин и нейрами-нидазу и перенесли их на липосо-му. Таким образом был получен псевдовирус, названный «виросо-мой» К прививке им прибегают в тех случаях, когда вакцинация инактивированным вирусом затруднена. Например, при повышенной температуре у детей.

Большие перспективы могут открыть липосомы, начиненные ферментами. Их надеются использовать для лечения так называемых ферментопатий, то есть болезней, вызываемых врожденными «ошибками» ферментативного аппарата. Заманчиво и включение в липосомы противоопухолевых препаратов, которые, быть может, удастся направлять точно в опухоль, минуя нормальные клетки и сохраняя их тем самым от повреждения.

А вот иные клетки, напротив, изменяют свои мембраны таким образом, что те становятся непроницаемыми для лекарственного препарата; они как бы защищаются от него. Однако, изменяя липид-ный состав липосом, можно надеяться, что и эти упрямые клетки все же удастся обмануть, увеличив их проницаемость.

Работа с липосомами в качестве носителей лекарственных препаратов пока находится в стадии экспериментов, и достигнутая степень доставки лекарств «по назначению» еще очень низка. Но уже сегодня появился новый заманчивый подход к созданию лекарственных средств — концепция фармакосо-

Схсматическое изображение липосомы.

мы. Так названы частицы, характеризующиеся высочайшей степенью избирательности. Они, по замыслу советских ученых

Л. М. Райхмана, Ю. Ш. Мошков-ского и Л. А. Пирузяна, должны взаимодействовать с клетками только одного определенного типа (клетки-мишени), перенося в них различные биологически активные вещества, включая биополимеры. Для выполнения своей функции фармакосома должна содержать три вида компонентов. Один из них — эффекторы (вещества, оказывающие требуемое воздействие на клетку-мишень), другой — распознающие агенты, позволяющие отличить клетку-мишень от других клеток, и, наконец, третий — фак торы проникновения, обеспечивающие прохождение эффекторов внутрь клетки.

Будущее покажет, насколько плодотворна эта теоретическая идея. Но можно считать, что новый путь введения лекарственных веществ все же найден.

ЛЕТАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ

Известно, что метиловый спирт, введенный в организм совместно с этиловым, не 4 оказывает токсического действия, хотя сам по себе он чрезвычайно опасен. В чем же дело? Оказывается, что ядовитость метилового спирта обусловлена исключительно продуктами его окисления — формальдегидом и муравьиной кислотой, а наличие этилового спирта препятствует такому окислению. Точно так же сами по себе нетоксичны и фто-руксусная кислота, фторацетат, другие фторпроизводные некоторых органических кислот. Но в организме эти соединения (и многие другие) подвергаются метаболическому превращению, приводящему к образованию сильного яда — фторлимонной кислоты. Являясь структурным аналогом лимонной, фторлимонная кислота взаимодействует с ферментом аконитатгид ратазой с образованием прочного

комплекса. В результате этот фермент, в обычных условиях катализирующий превращение лимонной кислоты, оказывается выключенным из цепи биохимических реакций. А это ведет к накоплению в тканях лимонной кислоты — токсического агента, способного вызвать тяжелые нарушения энергетического обмена.

Такие превращения, когда сходство неприродного соединения с природным метаболитом заставляет ткани превращать его в токсический агент, были названы летальным (смертельным) синтезом, а продукты этого синтеза — антиметаболитами.

Вот тут-то и возникает лукавая мысль: подсунуть, например, микробам ложные метаболиты, то есть вещества, почти точно воспроизводящие строение метаболитов. Если микроб удастся обмануть, то он втянет в свое тело химического ♦троянского коня» и погибнет. Классическим примером являются парааминобензойная кислота (ПАБК) и всем известное лекарство белый стрептоцид.

HaN —___У- СООН

ПАРААМИИООЕНЗОЙНАО

КИСЛОТА

H.N ysO,NH„

велый стрептоцид

Чрезвычайно большое структурное сходство этих молекул, а также близость их размеров позволяют «подсунуть» болезнетворному микробу вместо жизненно необходимой для него ПАБК белый стрептоцид. Тот, включившись в обмен веществ, извращает его. Микроб лишается возможности синтезировать нужный ему фермент и в конце концов гибнет.

Тактика «троянского коня» — учение об антиметаболитах — стала новым и весьма эффективным путем развития химиотерапии. Так, акрихин, сходный по структуре с витамином Вг, выключает его «из игры» — из сферы обмена веществ малярийного плазмодия; препарат орнид подменяет в организме медиатор нервного импульса ацетилхолин и таким образом блокирует доступ сосудосуживающих сигналов из мозга к стенкам сосудов. Благодаря этому снижается кровяное давление. На том же принципе сконструированы так называемые антивитамины. Так, применение противоопухолевого препарата аминоптерина основано на конкурентной подмене метаболитов раковых клеток. Объяснение простое: аминоптерин близок по строению к фолиевой кислоте, необходимой для размножения злокачественных клеток.

40