Техника - молодёжи 1983-05, страница 41

Техника - молодёжи 1983-05, страница 41

несколько в году) выливалась в напряженную и ответственную работу всех экспериментаторов, которые съезжались за неделю до начала сеанса. Коллектив разбивался на три смены, чтобы можно было работать круглосуточно. Смены работали с перекрытием, тем самым обеспечивалась ответственная передача проводимого опыта. Когда что-то не ладилось, то оставались обе смены и даже вызывались отсутствующие. В конце 1977 года был закончен набор нужного экспериментального материала и приступили к его обработке. Она велась несколько лет. Стереофотографии просматривались и промерялись в основном в Болонье на двух автоматах, и часть — в Дубне на одном автомате. Только в конце 1980 года были сделаны первые предварительные сообщения. Запланированная цель эксперимента была достигнута: было твердо установлено, что At резонанс, соответствующий орбитальному возбуждению пи-мезона, существует, а мешал его обнаружить ложный, фоновый пик. Было также подтверждено орбитальное возбуждение пи-мезона с другими квантовыми числами — так называемый Аз резонанс. Но главное достижение, конечно, не в этом.

Среди возбужденных состояний пи-мезона было обнаружено такое, которому соответствовала масса в 1240 МэВ, что почти в 9 раз превышает массу этой частицы в обычном, невозбужденном, состоянии. Причем квантовые числа момента и четности у возбужденной частицы были такие же, как у невозбужденной, то есть орбитальный момент ее не изменился. Не оставалось сомнений, что такое возбуждение может быть только радиальным. Так пришли к открытию радиального возбуждения пи-мезонов. Но и это не все. В области более высоких энергий обнаружили второе радиальное возбуждение пиона с соответствующей этому состоянию массой 1770 МэВ. Это было еще одной приятной неожиданностью для ученых.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

— Только совместными усилиями физиков разных стран можно было достигнуть таких ценных результатов, мимо которых прошли в предыдущих экспериментах, — говорит Алексей Алексеевич. — Ведь этот интервал энергий уже просмотрен, пройден другими исследователями, но им не удалось обнаружить то, что обнаружили мы.

Объединение усилий и возможностей научных групп разных стран дало свои плоды. Сделанные открытия — это результат сотрудничества международного «экипажа» физи

ков. Часть итальянских исследователей постоянно жила в Протвине вместе со своими семьями, другие по нескольку раз в году приезжали на сеансы, которые длились около месяца. Жители Средиземноморья привыкли к нашему климату, к нашей зиме. Некоторые выучились русскому языку и теперь обходятся без переводчика. Большой вклад внесли итальянские ученые, возглавляемые профессором Дж.-П. Беллини, в обработку и анализ полученного экспериментального материала. А вот австрийский физик М. Пернике, закончив в Серпухове эксперимент, решил остаться и продолжить работу в новом физическом опыте итальянских и советских ученых, предложив использовать свои пропорциональные камеры. В результате их применения повысилась надежность и точность измерений.

— Ну а что же дальше? — задаю я вопрос. — Ведь говорят, что хороший эксперимент не закрывает, а открывает целое направление новых исследований.

— Так оно и есть. — отвечает Алексей Алексеевич. — Выяснилось, что именно Серпуховский ускоритель очень подходит для поиска еще не обнаруженных радиальных возбуждений элементарных частиц. И нужно искать дальше, хотя бы для того же пиона, например, радиальные возбуждения при наличии орбитальных возбуждений, то есть радиальные возбуждения А{ и А3 резонансов. Это действительно целое направление. Методика надежного поиска и анализа таких возбуждений уже разработана и опробована нами.

Помимо принципиального доказательства сложности строения пи-мезона — наилегчайшего из адронов, — полученные результаты представляют большой интерес для теории элементарных частиц. Ведь пи-мезон, состоящий из кварка и антикварка, подобен в некотором отношении атому позитрония, состоящему из электрона и его античастицы — позитрона. У атома позитрония имеются свои уровни возбуждения, своя спектроскопия, как и у всякого атома. Нечто подобное должно быть и для пиона. Нужно искать и определять его уровни, исследовать его «спектр». Это будет неоценимая помощь для теоретиков, пытающихся описать поведение кварков в пи-мезоне и других частицах. И вообще для всех адронов важно получить информацию об их уровнях радиального возбуждения. Тем самым физики смогут получить информацию о тех неизвестных силах, которые удерживают кварки вместе внутри одной частицы. Познание сил природы — это и есть вековечная цель человека.

ТВОРЕЦ МАШИН СТА ПРОФЕССИЙ

Продолжение. Начало на стр. 8.

заслуженный летчик-испытатель

СССР, Герой Советского Союза В. П. Колошенко, — предстояло поставить на фундаменты 31 железобетонную опору для высоковольтной линии, каждую весом от 4 до 8 т и высотой ВО м. Дело осложнялось тем, что работать пришлось на большой высоте, а крутизна склонов, на которых нужно было ставить опоры, достигла 80°. Интересно, что сначала швейцарцы обратились к американцам. Шеф-пилот Дм. Мэшман сказал: «Я знаю лишь один вертолет в мире, способный выполнить такую работу. Это русский Ми-6». И мы доказали, что он прав, всего за три дня установив все опоры».

Корреспонденты шутили, что на составление и подписание контракта ушло больше времени, нежели на саму работу. Стоит ли говорить, что после этого турне наши вертолеты стали охотно приобретать многие страны. А в 1966 году М. Л. Милю было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Обобщив накопленный опыт, коллектив КБ взялся за разработку гигантской машины грузоподъемностью 40 т, «способной заменить железную дорогу там, где ее еще нет». И вновь Милю и его товарищам пришлось решать ряд сложнейших технических проблем. В отличие от предшествующих машин новый Ми строился по поперечной схеме. «Это, наверное, самое смелое инженерное сооружение из всего того, что мне приходилось делать», — писал позже Михаил Леонтьевич.

Первый полет Ми-12 состоялся в 1967 году и сразу же, к великому огорчению генерального, у машины выявилась странная вибрация. Сотрудники КБ, проведя сложные расчеты и эксперименты, сумели справиться с коварным «недугом». И в июне 1968 года старший летчик-испытатель КБ В. П. Колошенко провел ряд успешных полетов, а спустя два месяца поднял на машине 40,2 т на высоту 2250 м. Впоследствии на этом вертолете было установлено 7 мировых рекордов.

...Опытные авиаторы утверждают: всегда видно, когда летательный аппарат сделан энергичным человеком, а когда вялым. В вертолетах Миля, сочетающих мощь и изящество, как в зеркале, отразился характер Михаила Леонтьевича и, если хотите, его отношение к жизни. Об этом же думаешь, глядя на могучий вертолет Ми-26, созданный сотрудниками прославленного конструкторского бюро под руководством Марата Тищенко.

39