Техника - молодёжи 1983-10, страница 61ла. Она обрывалась где-то в центре. Счастливчик чувствовал, как Город подкрадывается к нему, стараясь проникнуть внутрь. И он побежал, побежал, не чувствуя ног, а страх все больше и больше сковывал его движения. Вдруг ему послышалось — сзади кто-то идет... волки?.. Но он их никогда не боялся. Может, только атавистический страх, унаследованный с молоком матери. Нет, это не волки... какие могут быть... Это человек... идет по пятам... Но откуда здесь, в этой безжизненной пустыне, человек... без скафандра?! Почему его шаги напоминают старого собачника из двора, где он вырос. Тот бил своих подопечных палкой... Мозг Счастливчика отказывался признавать реальность всего происходящего. И все же он не выдержал и оглянулся. Улица была пуста. Несколько мгновений он так и простоял, вглядываясь в темноту. Сзади кто-то дотронулся до его затылка... Это был Исследователь. Весь иссохший, со страшным оскалом на сморщенном лице. Такой, каким нашли год назад одного геолога рядом с Городом. Тот почему-то сам разорвал на себе скафандр. Его лицо потом много ночей снилось Счастливчику. Исследователь отступил на шаг и поманил худым пальцем за собой. Счастливчик взвыл и бросился вперед, но шаги не отставали, и вот он уже слышит дыхание... И тогда он снова вспомнил о своем самом близком друге — Иржи... Если бы они сейчас были вдвоем, они бы выкарабкались. Счастливчик выскочил в центр Города и почувствовал, что сзади уже никого нет. Он остановился и отдышался. Вокруг стояла такая тишина, что закладывало уши. Безумно захотелось домой, на Землю, где нет пустых городов, где свет фонарей по ночам и шепот шагов живых людей. Он чувствовал, что уже почти не в силах одолеть следующую улицу, с ее призраками, страхом, смертью. Тревожно оглянулся — никого. Но Счастливчику казалось: стоит переступить границу центра — и он снова попадет в объятия Города. Может, остановиться, остаться, так и стоять, прислушиваясь к ударам собственного сердца? Ведь рано или поздно найдут... Иржи никогда о нем не забудет. Но что-то настойчиво толкало его вперед... И команда: «Беги, Счастливчик!.. Только ты сможешь дойти до базы... а иначе нам крышка». И он побежал... Боль поднималась откуда-то снизу, постепенно сжимала мохнатой костлявой лапкой сердце, разрывала легкие. Затем возникло чувство, словно кто-то пытается пальцами выдавить глаза. Теперь уже каждый шаг давался с трудом. Казалось, у него переломаны все кости, и острыми краями они впиваются в тело. Счастливчик уже не мог отличить прошлого от настоящего — все смешалось в один свалявшийся комок. Ему виделось, что он рождается на свет сгорбленным, облезшим и старым, и умирает, так и не успев открыть глаза. Словно не воздух, а свинец вливался в горло, сжигая и оголяя десны. Он готов был зубами разорвать скафандр — смерть пришла бы мгновенно. Но снова в памяти всплыло лицо командира. «...Только ты... дойти... крышка...» Город кончился внезапно. Счастливчик упал на еще раскаленный дневным солнцем песок и застыл неподвижно. Боль прекратилась, и только сердце еще рвалось в груди. Сил встать и идти не было. Волны апатии захлестывали его, поднимали и несли, высасывая душу, как высасывают мозг из кости. Внутри было все так пусто и бессильно, что он не мог даже пошевелиться. А то, если бы были силы, он бы разорвал скафандр... ...Счастливчик вздрогнул, словно судорога пробежала по телу, встал и пошел. Что-то далеко спрятанное внутри толкало его. Какой-то приказ... он уже не помнил какой... За несколько метров до шлюза базы силы покинули его, и он полз, скуля, словно щенок, потом стал царапать стенки люка. Внутри услышали, и вскоре он почувствовал, как Иржи, старый добрый Иржи, взял его на руки, кто-то отстегивал сумку. Все заволокло туманом... » » « Когда Счастливчик пришел в себя, до него, как сквозь ватную пелену, доносился голос командира группы — значит, их успели спасти... — ...Тайна Города, — докладывал командир, — окно в неизвестное. Хранилище эмоций. Каждая улица — отдельная эмоция: боль, радость, страх, любовь. Много нам неизвестных. Все они слишком сильны для землян... Проецирует эмоциональную работу мозга. Это подтвердилось датчиками при зондировании Города. При прямом контакте — смертельно для человека... Есть гипотеза... — Какая? — это был голос начальника базы. — Цивилизация может развиваться по многим направлениям. Если наше — техническое, то нельзя исключать возможность, так сказать, интеллектуального. Например, мы уже открыли фактор психологического воздействия на различные биологические процессы. Может, для тех, кто строил Города, наши гипноз и телепатия — все равно что каменный топор для нас. А Города — что-то вроде аккумуляторных батарей или библиотек... Но изучать их безопаснее издали... Счастливчик не понимал, да и не хотел понимать все это. — Почему же Счастливчик ушел живым из Города? — спросил начальник базы. Услышав свое имя, он вздрогнул. — Невысокая эмоциональность, отсутствие интеллекта, — донесся чей-то чужой голос. — Не надо, — вдруг как-то горько сказал командир. — Не надо так. Счастливчик спас всем нам жизнь... Все замолчали, а он не понял, почему такая тишина, захотел встать, но ноги подломились, он упал, и из-под века выкатилась слеза... А люди вокруг так и стояли и смотрели себе под ноги, только Иржи, старый добрый Иржи, повар с базы, обнимал его и, всхлипывая, говорил: — Счастливчик, зачем тебя сюда занесло... бедный ты мой земной пес... ХРОНИНА „ТМ" - * В Алма-Ате, в Выставочном зале Дирекции художественных выставок Министерства культуры Казах-сной ССР, состоялось торжественное открытие передвижной международной выставки космической и научно-фантастической живописи и графики «Время — Пространство — Человек», организованной нашим журналом. На открытии выступили заведующий отделом культуры ЦК ЛКСМ Казахстана Н. М. Бакаев, управляющий Диренцией художественных выставок S И. Сера лиев, лауреаты Государственной премии Казахской ССР, снульпторы О. Г. Пронопьева и 7. С. Досмагамбетов, искусствоведы, представители общественности города. Выпущен иллюстрированный ка талог экспонируемых на выставке около 200 работ. Редакция провела вечер встречи, посвященный 50-летию «ТМ», во Дворце культуры МАИ. Перед бойцами студенческих строительных отрядов выступили сотрудники редакции, а также авторы журнала — инженеры Я. Н. Никишин и Г. У. Лихошерсткых. 57 |