Техника - молодёжи 1983-10, страница 62

Техника - молодёжи 1983-10, страница 62

Однажды... Дело не в приборе

Когда немецкий химии В. Оствальд (1853 — 1932) •первые увидел скромную лабораторию и несовершенные приборы, с помощью которых знаменитый шведский химии И. Берцелиус (1779 -г 1848) сделал свои замечательные открытия, он был ошеломлен. j—щ

— Мне стало совершенно ясно, — говорил он коллегам, — как мало зависит u . от прибора и иан много от Нй ОН. 3 Я! человека, который перед ' ним стоит!

Знаменитый Луи Пастер (1822 — 1895) был рекомендован кандидатом в действительные члены Парижской академии наук. По существующей традиции он должен был до голосования нанести визиты маститым академикам. Узнав об этом, учитель Пастера знаменитый французский химик Ж. Дюма (1800 — 1884) заявил:

— Я запрещаю ему приезжать ко мне! Это не он, а я отправлюсь к нему и горячо поблагодарю за то, что он любезно согласился стать членом нашей академии!

Dbieaem, усе такое!

Будет ли человек летать через 1000 лет?

«Человек и» будет летать еще тысячу лет!» — эти слова были сказаны американцем Вильбуром Райтом а 1901 году после того, как он с братом Орвиллом убедился, что все таблицы, на которые они опирались при постройке своего первого планера, оказались ошибочными. А ведь эти таблицы составил сам Отто Лилиенталь!

Братья хотели уже было совсем забросить дело, но постепенно вновь увлеклись и втянулись в работу. Они решили уточнить аэродинамические таблицы давлений и соорудили в своей велосипедной мастерской «ветровую» трубу, где и проверили качества более чем 200 профилей крыльев.

В течение зимы 1901/02 года Райты с помощью трубы составили новые таблицы, на которые теперь могли полностью положиться. Главным результатом этих исследований явилось определение центра давления, то есть равнодействующей всех сил давления на крыло при различных углах атаки. Другим важным результатом было определение подъемной силы крыльев и силы лобового сопротивления при различных скоростях. Составив таблицы, Райты принялись за строительство нового планера.

Wright ? ^

На планере постройки 1902 года Райты совершили более тысячи полетов, он держался в воздухе более полуминуты и пролетал по 180 м. Так велосипедные механики достигли того, о чем люди с высшим образованием и хорошей финансовой поддержкой правительства могли только мечтать. У планера братьев Райт уже были главные элементы самолета: два правильно рассчитанных крыла, горизонтальный руль высоты (впереди), вертикальный руль поворота (сзади). Но главным было устройство для перекашивания крыльев (гоширование), выполняющее ту роль, которую у современных самолетов выполняют элероны. Для того чтобы стать самолетом, этому планеру не хватало только двигателя с пропеллерами, и как только он был создан, Райты совершили первый в истории человечества моторный полет. Это произошло 17 декабря 1903 года.

А. ГАНАПОЛЬСКАЯ

ид<

ПО(

Досье эрудита

НА ПУТИ К СПЕКТРАЛЬНОМУ ЭТАЛОНУ ДЛИНЫ

В 1829 году, ногда почти двухвековая борьба корпускулярной и волновой теории света близилась к завершению, французский физик Ж. Бабине (1794-1872) настолько уверовал в правильность последней, что предложил принять за единицу длины донну определенной световой волны, которая остается абсолютно неизменной даже при космических иатаклизмах. Хотя практическое осуществление этой идеи выходило эа рамки тогдашних технических возможностей, она не была забыта. И через несколько десятилетий другой французский физик, И. Фи-эо (1819 — 1896), писал: «Луч света с его рядами поразительно мелиих, но вполне регулярных волнообразных движений может рассматриваться как в высшей степени совершенный минрометр, особенно пригодный для измерения длины». Однако практическая ценность этой идеи подтвердилась лишь после того, как американ

ский физик А. Майкель-сон (1852 — 1931) существенно повысил точность интерферометра.

Майкельсон применил свой интерферометр для измерения скорости света в 1881 году, а уже через шесть лет он совместно с химиком Э. Морли опубликовал статью «О методе использования длины волны света натрия в качестве естественного и практического эталона длины». Позднее он перешел к зеленым линиям ртути, а потом к ярко-красным линиям кадмия. В 1892 году он сообщил о своих исследованиях астроному Б. Гульду, представлявшему США в Международном бюро мер и весов, и по настоянию последнего директор бюро Р. Бенуа пригласил Маикельсона для проведения совместных гс:5от.

В экспериментах Май-кельсона — Бенуа для измерения расстояний до 20 см использовалась красная линия кадмия, которая давала тогда наибольшую длину когерентности. Но при больших расстояниях интерференционная картина становилась расплывчатой и счет минимумов и максимумов становился невоз

можным. Тем не менее к 1893 году ценой всяческих ухищрений удалось установить, что на длине пла-тино-иридиевого метра укладывается 1 553 163,5 длины волны красной линии кадмия.

В последующие 47 лет после девяти промеров было установлено, что на длине 1 м укладывается 1 553164,13 длины волны красной линии кадмия. Это значило, что длина волны равна 643,84696±0,0001 нм. В 1927 году это значение

FIZEA11

Г „

■J

M1CHELSON RAУ LE IGH

было допущено в качестве стандарта наряду с эталоном метра.

В 1940 году американский физик Л. Альварец предложил избрать в начестве эталона длины зеленую линию искусственного изотопа ртути-198, дающего более тонкие спектральные линии, чем природная ртуть. Через десять лет эта идея была реализована и в 1954 году предложена на рассмотрение X Международной конференции по мерам и весам. Кроме ртути, на конференции рассматривались и другие предложения — изотопы криптона и кадмия.

После обширных исследований выбор пал на длину волны оранжевой линии нриптона-86, и на XI Международной конференции в 1960 году метр был определен как 1 650 763,7300 длины волны красно-оранжевого излучения криптона-86 в вакууме. На смену пла-тино-иридиевым эталонам, принятым в 1889 году, пришел спектральный эталон, позволивший уменьшить погрешность воспроизведения единицы длины с 1 — 2-10-7 до 2-10-', то есть на целый порядок!

В. СМИРНОВ

9

Ш

1