Техника - молодёжи 1984-09, страница 38

Техника - молодёжи 1984-09, страница 38

участков и узлов. А справляться с этими и без того непростыми задачами ему с каждым днем становится все труднее, в условиях интенсификации перевозок традиционная система информационного обеспечения уже стала «узким местом» в деле управления движением, хотя бы потому, что она отражает ситуацию двух-трехчасовой давности.

Решить проблемы организации перевозок в масштабе дороги помогут новые автоматизированные системы. Например, АСУ с интегрированной обработкой первичной информации внедрена на Белорусской магистрали. Она состоит из пунктов сбора, подготовки и передачи сведений и вычислительного центра, где данные обрабатывает ЭВМ, раскладывая «по полочкам» своей памяти. Если раньше диспетчеру приходилось самому отыскивать необходимые данные в массе поступающих, то машина через 3 с выдает любую справку. При этом в ней отражена ситуация, сложившаяся к моменту запроса. Больше того, ЭВМ уточняет информацию каждые три часа. Обгоняя события на 2,5 суток, электроника не просто прогнозирует — рассчитывает время прибытия вагонов и контейнеров, что позволяет заранее оповещать грузополучателей, сокращая тем самым простои. Добавим, что эта АСУ не только учитывает движение поездов по магистрали, но и передачу вагонов соседним дорогам.

На Свердловской и Южно-Ураль-ской магистралях в опытной эксплуатации находится АСУ «Дорожный диспетчер». В памяти ЭВМ хранится укрупненная схема дороги, и каждые 3 ч в вычислительный центр отовсюду поступает информация о движении поездов. Переработав ее, АСУ составляет шестичасовой план формиооваыия составов и прогноз псдхода поездов к решающим узлам, станциям и стыкам дорог. Одновременно компьютер выдает рекомендации по преодолению тех или иных трудностей.

Большой интерес представляет автоматизированная диспетчерская система, действующая на Западно-Сибирской магистрали. Ее особенность заключается в способности регулировать движение на основе трехсуточного прогноза. С этой целью дорогу разделили на суточные зоны учета, а поезда — на транзитные, запланированные, местной погрузки и порожние. Для каждой категории составов ЭВМ рассчитывает суточную норму движения и в зависимости от размеров предстоящих перевозок определяет степень использования пропускной способности магистрали, при необходимости перераспределяя нагрузку между параллельными линиями.

Необычный эксперимент готовится на Донецкой дороге, одной из самых сложных в стране. Решающая роль в организации перевозок здесь принадлежит железнодорожным узлам, которые являются самостоятельными единицами. А примыкающие к- ним участки часто относятся к разным отделениям. Поэтому дорогу предложено разделить на районы с преимущественно транзитным движением и вывозным, чтобы на первых перевозками управлять по направлениям. В целом же руководство движением на этой магистрали решено осуществлять из центра, в который переведут диспетчеров со всех отделений.

Такая концентрация управления, по мнению Сотникова, создаст условия для эффективного использования АСУ. Следующая ступень иерархии — дорожная диспетчерская служба. Каждая дорога — сложнейшее хозяйство. Это десятки станций, депо, сотни поездов, находящихся одновременно в движении, тысячи километров пути. В стране у нас 32 дороги. Работают они по единому графику, по московскому времени.

Оперативное руководство районами железнодорожной сети поручено ревизорам-диспетчерам МПС, традиционно отвечающим за «свои» дороги.

На этом уровне руководства движением также идет поиск наиболее эффективных форм и методов работы.

— Мы применили новую систему управления перевозками, — рассказал заместитель начальника Главного управления движением МПС Л. Н. Годун. — И хотя она пока имеет ограниченную сферу применения, результаты этого эксперимента обнадеживают. С ноября 1983 года управление Транссибирской магистралью — а это 8 тыс. км пути, стыки восьми дорог — осуществляют всего два ревизора-диспетчера. Один отвечает за западную часть (Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская и Кемеровская дороги), второй контролирует восточную часть, включающую Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную магистрали. Теперь к ним круглосуточно каждые 3 ч поступают все сведения. Это дает возможность в крупных масштабах прогнозировать ситуацию, заранее выявляя возможные неувязки на стыках дорог и вовремя принимая меры по их предотвращению. Крупнейшие узлы, дороги стали работать согласованнее. План перевозок удается выполнять меньшим числом вагонов, график движения поездов стал устойчивее соблюдаться, а раз так, то и скорости составов возрастают.

Среди множества мудрых мыслей И. П. Павлова есть и высказывание о том, что пнаука очень много при-' обрела бы от того, если бы каждый ученый, много лет проработавший над установлением точных знаний, в конце своей жизни уделил внимание и еще не обоснованным

(соображениям». К сожалению, узнать, насколько выполняется это пожелание, чаще всего не удается: о том, что ученый всерьез думал и над «еще не обоснованными соображениями», мы узнаем лишь по косвенным свидетельствам, всякий раз испытывая при этом горькое сожаление о невосполнимости ушедших вместе с ним мыслей. Тем больший интерес вызывают у нас записи тех ученых, которые имели привыч-

В последние десятилетия все большее число приверженцев находит представление о том, что жизнь зародилась из неорганической материи в древнейшем океане, покрывавшем поверхность Земли. Эта концепция развита в нашей стране академиком А. И. Опариным. Однако она все еще содержит много неясных и неубедительных пунктов.

Жизнь есть агрессивная форма материи, стремящаяся превратить в саму себя окружающую среду. Это выражается в питании и в размножении. Оба эти действия есть не что иное, как превращение окружающей материи в свою, специфическую для жизни форму.

Мы знаем, что живые существа состоят из той же материи, что и неживые. С точки зрения физики они отличаются лишь особым сочетанием химических элементов и, конечно, структурой. Может ли быть понята эта структура и характерные для нее способы сохранения I и размножения на основе только физико-химических законов? Этот основной вопрос остается открытым.

Можно думать, что уже в самых примитивных формах жизни возникает нечто, что следует относить к психике, возможности которой не могут быть выражены в терминах физики и химии.

Не только возникновение жизни, но и ее эволюция ставят нас перед загадками, которые еще ждут своего решения. Одной из таких загадок является возникновение и передача по наследственности полез-. ных приспособлений.

Чтобы разъяснить возникшую здесь проблему, следует вспомнить современные представления об эволюции организмов. Эти представления основываются на двух идеях: на возникновении случайных

36