Техника - молодёжи 1985-02, страница 66

Техника - молодёжи 1985-02, страница 66

ЩИТ И МЕЧ

К 8-й ©тр. обложим

ДМИТРИЯ ЗЕНИН, майор

Щит и меч. Удар и защита. В воинском деле понятия эти неразделимы Каждое новое оружие заставляло искать средства обороны от него. Вот о том, как совершенствовать защитное снаряжение воина на протяжении тысячелетий, мы и попытаемся вкратце рассказать читателям «ТМ».

На руинах некогда величественных храмов Древнего Египта сохранились изображения воинов (1), вооруженных бронзовыми мечами и копьями. Средством же защиты для них служили кожаные панцири, войлочные наголовники и обтянутые кожей щиты. В рукопашном бою таким щитом можно было отбивать скользящие (но не прямые!) удары колющего и рубящего оружия.

Долгое время щит и шлем оставались единственными средствами защиты пехотинца и конника. Притом иной раз щиты предназначались не только для того, чтобы уберечь воина-одиночку. К примеру, в УШ—УП веках до нашей эры ассирийцы при осаде крепостей применяли массивные металлические щиты. Укрывшись за ними, два-три лучника обстреливали защитников твердыни. Такие щиты (2) выдерживали не только попадания стрел, но и удары камней, выпущенных из катапульт.

В условиях рукопашной схватки пехотинцам далеко не всегда удавалось поражать противника копьем или мечом, одновременно парируя его удары, тем более что на бойца нападали не только с фронта, но с флангов и тыла. Только щит не мог обеспечить достаточной защиты воина.

Уже в войсках Ассирии, Персии, Древней Греции, а позже — Рима. солдаты стали пользоваться металлическими доспехами, шлемами, прикрывать икры бронзовыми щитками-поножами (4). Благодаря развитию ремесленного производства щиты стали делать целиком из металла, украшать различными символами, знаками, позже ■— гербами.

Пока основным оружием воинов оставались мечи, копья и стрелы, защитное снаряжение менялось главным образом качественно, основываясь на том или ином уровне промышленного производства. В частности, у дружинников Руси УШ—ХП веков нашей эры имелись не только шлемы, прикрывавшие и

лицо воина, металлические латы, но и прочные, плетенные из стальных колец, гибкие кольчути, не стеснявшие движений ратника (6), и «червленые щиты до самых ног».

Аналогичными средствами защиты обладала тяжелая конница Западной Европы, стран Ближнего Востока. Поразить воина в таком снаряжении было непросто, поэтому вскоре рыцари-феодалы обзавелись длинными, массивными мечами, которые можно .было держать двумя руками. И конечно, средствами защиты от них — наглухо закрытыми, стальными латами <7). Прорубить их даже двуручным мечом, тем более пробить стрелой, было трудно. Но и маневрировали рыцари на закованных в броню конях на поле боя крайне неуклюже.

Поэтому у рыцарей были популярны турнирные бои, в которых они стремились не только поразить противника, а скорее выбить его из седла ударом копья. А в сражении поверженный рыцарь оказывался беспомощным. Кстати, прочность рыцарских доспехов и изрядный вес послужили одной из причин того, что, как указывал советский военный историк А. Строков, «подобные сражения, как правило, были непродолжительными (2— 4 ч) и не отличались кровопролит-н остью».

Последнюю точку в истории рыцарских доспехов поставило огнестрельное оружие. Уже с XVI века они превратились в атрибут феодальных замков, откуда позже перекочевали в музейные залы.

Зато некоторые кавалерийские части словно вернулись во времена древнегреческих гоплитов и легионеров Юлия Цезаря. В частности, кирасиры обзавелись шлемами, прикрывавшими голову, и стальными кирасами (отсюда название рода войск), оберегавшими плечи и грудь от сабельных ударов. Эти доспехи продержались на вооружении армий европейских государств до первых сражений мировой войны 1914—1918 годов, когда пулеметчики огнем «максимов» и «гоч-кисов» в считанные минуты стали выкашивать плотно сомкнутые эскадроны тяжелой кавалерии. Зато другое наследие прошлого — солдатский шлем, — возродившись в тот же период, сохранилось на вооружении по сей день.

...Еще в ходе русско-японской войны 1904—1905 годов картечь, шрапнель и огонь пулеметов заставили каре батальонов рассыпаться в длинные, редкие цепи, укрываться в окопах. А техника, примененная в боях 1914—1916 годов, окончательно загнала пехотинцев в глубокие траншеи и блиндажи. Фронт стал сплошным, война —

позиционной. Вместо победных реляций в сводках с театров военных действий месяцами повторялись однообразные известия о том, что «на западном фронте без перемен...».

Застой позиционной войны, охвативший армии воюющих государств, взломала атака британских танков на позиции кайзеровских войск в ноябре 1917 года. Так впервые заявила о себе новая боевая техника, сочетавшая подвижность с мощным вооружением и надежной бронезащитой экипажа. А в 20—30-х годах зарубежные поклонники танков заговорили о грядущих войнах, исход которых якобы решит единоборство танковых армий.

Так, английский майор Мартель предложил превратить классические стрелковые дивизии в соединения бронированной, механизированной пехоты. По идее Мартеля, каждого солдата следовало оснастить не только каской и винтовкой, но и крохотным одноместным танком. Тогда массированная атака стальных батальонов легко взломает сопротивление любого укрепленного района. По проекту Мартеля британские фирмы «Моррис — Крослей» и «Виккерс — Армстронг» выпустили 1,8—2,5-тонные танкетки, вооруженные одним пулеметом. Примеру Мартеля последовал француз Сабатэ, спроектировавший подобные «штурмовики».

Однако вскоре выяснилось, что одному солдату физически невозможно одновременно вести машину по пересеченной местности под огнем противника, наблюдать за обстановкой и вести прицельную стрельбу из бортового оружия. Пришлось пополнить «экипаж» командиром и стрелком. В результате к началу 30-х годов танкетки сравнялись с легкими танками и перестали существовать как самостоятельный подкласс бронетанковой техники.

В 30-х годах в Красной Армии некоторое время применялись переносные бронещитки (8) с прорезями для оружия и наблюдения, но и от них вскоре отказались, так как щитки несколько сковывали движения бойцов.

...История войн знает немало примеров того, как в разные времена оружейники создавали не только индивидуальные, но и коллективные средства защиты воинов, представлявшие собой и некую разновидность наступательного оружия. Еще в УШ—VI веках до нашей еры в войсках Индии и Персии применялись «живые танки» — боевые слоны (3). На их спинах, в закрытых бортами кабинах, обычно располагались стрелки из лука. Ассирийские военачальники

63