Техника - молодёжи 1985-10, страница 66

Техника - молодёжи 1985-10, страница 66

столько принцы и принцессы, сколько сам король. С его помощью Георг III приводил в искреннее недоумение соседних королей, а также герцогов, лордов и графов. Невежественные гости изумлялись, ахали и разводили руками, когда он, пользуясь миниатюрным полиспастом, поднимал малой силой большой груз; когда шарик по кривой скатывался быстрее, чем по прямой; когда обычный маятник начинал сбиваться с такта, а замысловатый циклоидный продолжал колебаться с неизменным периодом.

За «философским столом» последовали десятки других демонстрационных приборов, изготовленных искусными руками Адамса микроскопы, насосы, электрические машины, лейденские банки, призмы, резонаторы и т. д. и т. п. Со временем постройкой специально демон страционных установок начали зани маться многие крупные ученые. Так, кембриджский математик Джордж Ат-вуд (1746—1807) построил всем нам знакомую «машину Атвуда» для демонстрации законов равномерно ускоренных движений. Знаменитый физик Джеймс Клерк Максвелл (1831 —1879) придумал «маятник Максвелла» для демонстрации сохранения потенциальной и кинетической энергии. Наш прославленный ученый, основоположник современной аэродинамики Николай Егорович Жуковский (1847—1921) изобрел «скамейку Жуковского» для демонстрации сохранения кинетического момента. Сложнейшие математические формулы, описывающие этот закон, чрезвычайно просто и наглядно иллюстрируются с помощью этого прибора. Так, если сидящего на «скамейке» экспериментатора с разведенными руками раскрути+ь, а потом попросить его быстро прижать руки к груди, то вращение резко ускорится: чтобы кинетический момент сохранился при уменьшении момента инерции вращающегося тела, его угловая скорость должна быть увеличена. Если экспериментатор, неподвижно сидящий на «скамейке Жуковского», начнет раскручивать обод на вертикальной оси, сам он, в силу сохранения кинетического момента, станет раскручиваться в противоположную сторону. А если тому же экспериментатору дать в руки горизонтальную ось с раскрученным ободом, он останется в неподвижности. Но стоит ему начать поднимать ее в вертикальное положение, как он опять станет вращаться. И тем быстрее, чем ближе будет ось к вертикали...

Изобретали демонстрационные приборы и многие другие ученые. И сегодня, наблюдая демонстрационные опыты в физическом кабинете, каждый школьник имеет возможность постигать науку. следуя «царским путем» Но открыт этот путь был отнюдь не царствующими особами, а теми великими естествоиспытателями, которые в отличие от схоластов считали, что природу надо не разгадывать, а заставлять говорить саму!

«ЗОВ» МОРЯ

Монин А., Войтов В. Черные приливы. М., «Молодая гвардия», 1984.

Эта книга, состоящая из ряда очерков и хроникальных репортажей, невольно ассоциируется с международным сигналом SOS. Причем взывает о помощи не человек, оказавшийся во власти морской стихии, а море, ставшее жертвой неразумной человеческой деятельности. Книга начинается внезапно, без предисловия, с рассказа о катастрофе супертанкера «Торри каньон», когда впервые встала проблема, как спасти Мировой океан от «черных приливов»- - огромных нефтяных загрязнений на водных пространствах. Авторы предельно фактографичны, их повествование строго документально. Сводки цифр, приведенные на страницах книги, говорят сами за себя. Бесстрастные статистические данные порой оказываются красноречивее самых ярких описаний.

«...Не менее 50 тысяч тонн нефти вылилось в воды пролива. «Черный прилив» нанес серьезный урон побережью Магелланова пролива. По ориентировочным данным, разлившаяся нефть покрыла не менее 2600 кв. километров морской поверхности. Вязкой густой массой были покрыты сотни километров побережья. Считают, что здесь погибло не менее 40 тысяч пингвинов».

Таких примеров в книге предостаточно.

Та же статистика неумолимо свидетельствует, что наибольшая утечка нефти происходит из-за крушений супертанкеров. Вот почему столь большое внимание уделяют авторы проблемам мирового танкерного флота. Сам по себе рассказ о крупнейших морских катастрофах XX века мог бы стать увлека

тельным сюжетом для любого приключенческого романа. Но авторы не ограничиваются констатацией фактов, пусть и интересных, они преследуют иную цель — раскрыть экологические последствия гигантского выброса нефти и нефтепродуктов в Мировой океан. Как нарушается веками сбалансированное биологическое равновесие, какой необратимый урон получает живая природа из-за «черных приливов», сколько времени требуется для восстановительных процессов - на все это найдет ответ вдумчивый читатель. В его распоряжении выводы биологических экспедиций, результаты научных исследований, свидетельства иностранной и советской печати о гибели морской флоры и фауны, об изменении популяции птиц, о катастрофическом загрязнении берегов.

В книге широко представлена география распространения «черных приливов» — от Ледовитого океана до экваториальных широт. Но особый интерес у читателя вызовет глава, рассказывающая о ликвидации последствий крушения греческого танкера в прибрежных водах Прибалтики, о самоотвер женной борьбе работников Клай-педского порта по спасению янтарных побережий и уникального заповедника от катастрофического разлива мазута в 1981 году. Человек и природа... С развитием цивилизации их взаимоотношения приобрели характер драматического конфликта. Не слишком ли дорогой ценой приходится расплачиваться за научно-технический прогресс? В частности, является ли выброс нефти в Мировой океан неизбежным злом и как можно предотвратить его?

Авторы указывают на ряд причин, вызывающих гибель супертанкеров. Это и чисто стихийные, природные явления — такие, как океанские гигантские волны «кей-проллеры», пожары из-за скопления статического электричества,— и нередкие ошибки в навигации. Но есть и другая сторона медали: аварийность танкеров связана с их гигантским размером, а «стремление к гигантизму в танкерном флоте... навязано условиями конкуренции в капиталистическом мире, погоней за максимальными прибылями».

В книге много говорится о деятельности международных организаций, пытающихся контролиро-

63