Техника - молодёжи 1986-02, страница 52

Техника - молодёжи 1986-02, страница 52

считал: то, что случайно найдено путем экспериментов и еще не осмыслено, не понято людьми, принадлежит им только наполовину. Например, древнему человеку выпала большая удача — он нашел случайно слиток золота. Он порадовался увесистой находке, подержал ее в руках, спрятал под куст в надежде вернуться сюда, а потом, сколько ни искал, уже не мог найти. Примерно такое же случилось и с дамасской сталью. Случай дал ее человеку, случай и отнял.

...В начале XIX века на Кавказе, в Тифлисе, семья оружейников Элиаза-рошвили возобновила производство сварного узорчатого оружия, а в 1828 году Карамон Элиазарошвили передал генералу Паскевичу рецепт грузинской сабельной стали. В Тифлис из России были направлены ученики, которые затем изготавливали весьма качественные клинки для русской кавалерии. После их смерти производство сварного узорчатого оружия прекратилось.

Опять возникает вопрос: почему снова ^были утрачены тайны изготовления булата? Прежде всего в конце XIX века упал интерес к холодному оружию и основное внимание металлургов и металловедов было направлено на разработку технологии стали, пригодной для изготовления артиллерийских орудий (не следует забывать, что ещево второй половине прошлого века на вооружении большинства армий состояли бронзовые и чугунные пушки). Имеется, однако, и другая причина — уровень знаний в |Х1Х веке оказался недостаточным для правильного понимания процессов изготовления узорчатой стали.

В середине нашего века были переизданы труды П. П. Аносова, глава «О железе» минералогического трактата Би-руни, а в «Актах Кавказской архивной- компании» обнаружен рецепт

К. Элиазарошвили. Анализ показывает, что в них заключена правда о булате, но не вся. А если говорить о трактате Бируни, и не одна только правда. Отсюда, конечно, не следует, что указанные авторы пытались ввести потомков в заблуждение. Просто они не до конца понимали суть технологических приемов, самими же и используемых. При этом следует напомнить, что и в наше время при заключении лицензионного соглашения на право использования патентов особо оговаривается обязательство передать и сведения по технологии, не содержащиеся в тексте патента (так называемые «ноу хау»), но необходимые для получения изделия.

Итак, не тайна, а тайны... Как совершенно справедливо пишет в своей книге «Загадка булатного узора» доктор технических наук профессор Ю. Г. Гуревич: «Теперь совершенно ясно, что секрет булата был не один — их было несколько. Первая группа секретов относится к особенностям технологии получения слитка булатной стали с присущей ему неравновесной структурой, физической и химической неоднородностью. Эти секреты теперь расшифрованы, получен булатный слиток.

Вторая группа секретов относится к искусству ковки и получению булатных узоров. Многие приемы ковки булата сегодня осмыслены и познаны, воспроизведены почти все известные булатные узоры. Но тут еще последнее слово не сказано, работы в этой области продолжаются.

Третья группа секретов касается чистоты исходных материалов, обеспечивавшей особый химический и физический состав углеродистой стали, вырабатываемый в древности. Эти секреты современная наука также постепенно раскрывает.

Четвертая группа секретов включает термическую и химико-терми-ческую обработку стали. Многовековой опыт металлообрабатывающего ремесла позволил оружейникам найти оптимальные режимы термомеханической обработки, цементации, закалки и отпуска стали, которые они держали в секрете. За время, прошедшее с тех пор, термическая обработка стали превратилась в стройную науку. Пользуясь современными теоретическими и экспериментальными методами анализа, можно раскрыть многие секреты, касающиеся термообработки древнего булата.

Наконец, пятая группа секретов касается отделки булатного оружия. Здесь следует решительно признать: воспроизведение методов шлифовки и полировки древних клинков — дело для нас чрезвычайно трудное. Поэтому пока еще никому не удалось достичь легендарной упругости булатных клинков».

О разгадке одного из таких секретов — технологии изготовления наиболее высокоуглеродистого и наиболее древнего индийского булата — рассказывает кандидат технических наук В. Р. Назаренко.

ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУЛАТНОЙ СТАЛИ ВУТЦА В ИНДИЙСКИХ ЛИТЕЙНЫХ МАСТЕРСКИХ

Приготовление вутца предусматривало, как и вообице в сталелитейных процессах, удаление кислорода из железной руды. Потом добавлялся углерод — железо упрочнялось и превращалось в сталь. Источником углерода служил древесный уголь. Он смешивался с рудой и нагревался в каменном горне до 1200°С. Происходила реакция кислорода с углеродом древесного угля, и таким образом кислород удалялся из руды. Образовывалась губчатая масса железа, из которой при помоици ковки удалялись различные примеси. Получившееся сварочное железо опять смешивалось с древесным углем и помещалось в закрытый глиняный тигель, где железо науглероживалось. Тигель также Hart <*вался примерно до 1200° С. Как только в тигле раздавался хлюпающий звук (а это свидетельствовало о том, что значительное количест » углерода уже растворилось в железе), тигель медленно охлаждали, иногда в течение нескольких дней. Это обеспечивало равномерное f аспределение углерода в стали.

Так получали стальные слитки, и- которых после их нагрева до 650—850° С и ковались булатные клинки. Затем их закаливали и быстро охлаждали в какой-либо жидкости, состав и температуру которой древние мастера держали в строжайшем секрете.

МЕДЛЕННОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ

Г