Техника - молодёжи 1986-12, страница 18

Техника - молодёжи 1986-12, страница 18

КРЫЛЬЯ

СЕЛЬСКОГО

АЭРОКЛУБА

Вячеслав КОНДРАТЬЕВ,

инженер-конструктор

Виктор Фролов с детства мечтал о полетах, но летчиком не стал, аэроклуба поблизости и в помине не было. Освоил земную профессию — механизатора. Работал добросовестно, старательно. Но и свободного времени хватало. Конечно, мог построить мотоплуг, мини-трактор или «срубить новый дом» — в родной подмосковной деревне Донино. Но как быть с давней мечтой о небе? Ему повезло. Лет десять назад познакомился он с известным в то время создателем самодеятельных летательных аппаратов Анатолием Гремяцким («ТМ» № 4 за 1970 год).

Он-то и подсказал Виктору, с чего и как начать. Они вместе работали — это была и учеба. Последним горьким уроком-предостережением стала катастрофа, в которой А. Гремяцкий погиб. Оказались незаконтрены резьбовые соединения в системе управления. В

авиации нет мелочей! И все же опыт прошедших смотров-конкурсов говорит — ошибка повторяется, порой самодельщики пренебрегают контровкой и другими «мелочами»...

Обломки самолета своего наставника Виктор хранит до сих пор. Именно эту машину он выбрал за образец при постройке своего самолета.

Надо отметить, что, судя по читательским письмам, именно в сельской местности больше всего потенциальных авиаконструкторов-любителей. Но все же редкий деревенский умелец сразу находит правильный путь. Обычно берутся за постройку легкомоторных самолетов самых ультрасовременных (выхваченных из журналов) схем, для реализации которых не хватает ни знаний, ни опыта, ни необходимых материалов и оборудования, а порой и просто доброго совета.

Виктор Фролов сумел точно соразмерить мечту со своими возможностями. Для самолета он выбрал схему классического подкос-ного высокоплана с закрытой кабиной и тянущим воздушным винтом. Эта схема известна уже лет шестьдесят и широко применяется до сих пор. Конструкция проста. Пилотировать машину, если, конечно, она толково сделана, легко. Дефицитные материалы не нужны —

Вот перед нами на экране тепловизора термограмма спины человека. Через несколько минут после того, как над ней появляется рука — «излучатель», происходит разогрев пораженного участка. Тепловизор показывает, что в результате перераспределения кровотока кожа разогрелась более чем на два градуса. Так как величина разогрева зависит от манипуляции рукой, то есть от модуляции падающего на кожу теплового потока, это явление можно назвать бесконтактным массажем. Эксперименты показали, что при бесконтактном массаже отдельные участки кожи разогреваются существенно сильнее.

Но вот интересный вопрос... Элементарный расчет показывает, что излучаемого рукой тепла недостаточно для того, чтобы вызвать столь сильный нагрев тела. Выходит, организм, улавливая сравнительно слабый тепловой сигнал, как бы усиливает его?

Ну а нельзя ли убедиться в том, что в бесконтактном массаже никакие, кроме инфракрасного, поля и излучения не участвуют? Оказывается, можно. Такой эксперимент, имеющий, кстати, помимо чисто научного, и большое мировоззре

нческое значение, был также поставлен. Суть его в том, что плечо испытуемого и руку испытателя разделяли стеклянной перегородкой, не пропускающей ИК-лучи. И что же? Кожа ничуть не реагировала на тепло руки человека, хотя сенсорный контакт не нарушался. Когда же тепловой экран убрали, но вместо руки поднесли к плечу нагретый предмет (колбу с водой) — тепловизор четко заметил: есть эффект местного разогрева.

Доказательство того, что никаких иных, кроме чисто физических, полей, в данном «феномене» не присутствует,— налицо. Отсюда совсем маленький шаг к разгадке возможной природы так называемого «ясновидения» (см. «ТМ» № 3 за 1980 г.) — явления, связанного, по-видимому, со способностью отдельных индивидов узнавать, что за фигура, скажем, нарисована тушью на ватмане, вложенном в непрозрачный конверт, когда последний прикладывается ко лбу испытуемого. Из-за различия в тепловом сопротивлении чистых и зачерненных областей ватмана (при контакте ватмана и бумаги конверта) возникает разница в тепловых потоках, уходящих

все можно достать в селе. Как оказалось, классика (на то она и классика!) не подвела. Причем успех самолета во многом был предопределен и удачным выбором силовой установки — четырехтактного двигателя от тяжелого мотоцикла.

Любители, как свидетельствует статистика трех Всесоюзных смотров-конкурсов СЛА, предпочитают использовать более легкие моторы— двухтактные. Виктор же снабдил двигатель понижающим редуктором, а самолет — воздушным винтом большого диаметра и тем самым добился очень высокой стартовой тяги, составляющей 85 кг при оборотах винта 2000 об/мин. (Для справки: диаметр воздушного винта — 1,6 м, шаг — 0,8 м.) Столь большая тяга с лихвой компенсировала «лишний» вес двигателя. Конечно, тяга большого низкооборотного винта быстро падает с ростом скорости, поэтому самолет не разгоняется до скоростей выше 130 км/ч. Зато он легко разбегается. Отметим еще одно его достоинство — высокую надежность. Был даже случай, когда Виктор не заметил появления трещины в картере, и все же двигатель продолжал устойчиво работать, самолет нормально летал до очередного, «планового», ремонта.

Под стать двигателю и по-дере-

от лба, и связанный с этим кратковременный перегрев участка кожи, геометрически повторяющего закрашенную фигуру. Прямые измерения, проведенные с помощью тепловизионной системы, показали, что этот местный длящийся несколько секунд перегрев (пока не прогреется слой краски) достигает 0,1, К, что соизмеримо с термочувствительностью кожи лба.

Ну а раз так, то люди, способные ощущать малейшую разницу в тепловых потоках, в принципе могли бы по едва уловимому тепловому контрасту и расшифровать контур фигуры, а при соответствующей тренировке решать и более сложные задачи ***.

Разумеется, регистрация сигналов, свидетельствующих о том, как запускаются и действуют физиологические «механизмы» биообъектов,— это только начало работ по созданию дистанционных методов функциональной диагностики. Но и оно уже существенно расширило наши представления о том, что такое человек. Расширило прежде всего физические границы человека — он, оказывается, «простирается» за пределы своей кожи в виде вполне материальной

16