Техника - молодёжи 1987-08, страница 11

Техника - молодёжи 1987-08, страница 11

ляется много тепла. Современные же системы термостатирования очень громоздки, неудобны и дороги.

— Каково участие отрасли в международном разделении труда? Как налажено сотрудничество со странами СЭВ? И еще: будут ли развиваться производственные связи с капиталистическими странами, например, создаваться совместные предприятия с зарубежными фирмами?

— Важным событием стало принятие Комплексной программы научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 года по ускоренному развитию биотехнологии. Уже разработаны детализированные программы международного сотрудничества. В результате их реализации будут организованы производства и начнется серийный выпуск лекарственных средств и биологически активных препаратов, используемых в здравоохранении, сельском хозяйстве и ветеринарии. Сегодня этот список включает в себя более 2 тыс. наименований биопрепаратов. И он будет постоянно расширяться.

В соответствии с генеральным соглашением между СССР, Республикой Куба, ПНР и ЧССР уже осуществлен широкий комплекс мероприятий. В нашей стране, например, строится Мозырский завод по производству кормовых дрожжей на парафинах нефти, его мощность 300 тыс. т в год. Биомасса этих дрожжей, содержащих все необходимые микро-

и макроэлементы (свыше 60% сыро-рого протеина, до 18% углеводов, до 16% липидов), будет практически полностью усваиваться организмом животного.

Научно-техническое сотрудничество со странами — членами СЭВ осуществляется также в области разработки и внедрения технологии производства и применения ферментов, кормовых аминокислот, а также в совершенствовании селекционно-генетических методов получения промышленных штаммов микроорганизмов. Совместно со специалистами ГДР мы сотрудничаем в области освоения производства кормового белка из природного газа, модернизации технологии получения белково-витаминных концентратов из метанола. Более полному удовлетворению спроса СССР и НРБ в кормовых дрожжах служит совершенствование технологии производства на основе гидролиза растительного сырья.

Одновременно развивается сотрудничество и с капиталистическими странами. Налаживаются деловые контакты с фирмами Дании, Швейцарии, Швеции, ФРГ по проблемам, связанным с разработкой процессов выделения и концентрирования полисахаридов и ферментов, а также с созданием технологических схем и оборудования для биоэнергетических установок.

Нашему министерству предоставлено право устанавливать прямые экономи

ческие связи с зарубежными фирмами, что позволит расширить ассортимент и номенклатуру лекарственных препаратов, производство которых у нас пока находится в стадии разработки. С другой стороны, благодаря увеличению экспортных поставок нашей продукции мы закупим больше оборудования, сырья и материалов для производства лекарственных средств и более полного удовлетворения потребностей советских людей в медицинской продукции.

— Вспоминается повесть Б. Зуева-Ордынца «Панургово стадо» (1932). В сущности, писатель почувствовал приближение биотехнологического образа жизни с его непростыми проблемами. И вот мы стоим на пороге «века биологии»... Какую роль в развитии нового биотехнологического дела призвана сыграть молодежь?

— Мы считаем, право работать в нашей отрасли надо заслужить. Нам нужны «новые Кулибины» — очень квалифицированные, деловые, инициативные молодые кадры. Биотехнология развивается настолько быстро, что без способности к нестандартному мышлению, его быстрой, гибкой «переналадке», без тяги к производственному новаторству у нас делать нечего. Все ли молодые выдержат наши требования? Пусть дерзают! Биотехнологическое будущее, о котором здесь говорилось и которое неотвратимо приближается, действительно достойное дело жизни.

ГДЕ УЧИТЬ СПЕЦИАЛИСТА?

Все новое, как известно, сталкивается с трудностями. Не составляет исключения и биотехнология.

Наш специальный корреспондент Владислав Ксионжек встретился с Анатолием Садчиковым, заместителем директора Центра переподготовки и повышения квалификации специалистов-биотехнологов, открывающегося на базе МГУ, а также с Сергеем Егоровым, заместителем председателя комиссии по биотехнологии Минвуза СССР.

Анатолий САДЧИКОВ:

Прежде всего нас беспокоит недостаток (если не сказать — почти полное отсутствие) квалифицированных специалистов-биотехнологов.

Научно-технический прогресс в области микроэлектроники обеспечивает целая армия специалистов с дипломами. А вот о нашей отрасли, которая тоже находится на острие НТП, к сожалению, вовремя не побеспокоились, слишком долго под биотехнологией понимались лишь частные, сугубо научные аспекты генной инженерии.

Что же делать? Ждать, пока высшая школа наверстает упущенное? На это уйдет немало лет.

Решили сделать ставку на переподготовку (правильнее — доподготовку) сотрудников на базе наших веду

щих биотехнологических лабораторий.

Отрасль — быстро развивающаяся, наши курсы — дело новое. Поэтому у нас вообще не будет какого-либо жесткого, статичного плана занятий. Будем внимательно следить за событиями на научном фронте, приглашать с лекциями тех ученых, которые на сегодняшний день владеют самыми передовыми, самыми эффективными биотехнологическими методами.

Сергей ЕГОРОВ:

По поводу Центра переподготовки хочу сказать следующее. Ни отраслевые министерства, на пользу которым он задуман, ни Минвуз СССР не собираются оказывать содействие в получении оборудования, необходимого для ведения учебного процесса. Придется «потрошить» научный сектор МГУ.

Меня давно мучает вопрос: почему на науку в высшей школе выделяется крайне мало средств? В западных странах, в США в частности, ведущие биотехнологические (да и многие другие) разработки делаются именно в университетских лабораториях. К тому немало причин. В университетах наука обходится дешевле. Там всегда избыток энтузиастов — молодых людей, обладающих смелым, нетрадиционным мышлением (что для решения биотехнологических задач особенно важно), способных

работать помногу и продуктивно. Сроком на 3—5 лет образуются неформальные научные группы, решающие ту или иную достаточно серьезную проблему. (Как правило, этого времени оказывается вполне достаточно.) И никакого застоя мысли! Уверен, что и наши студенты могли бы работать не хуже, имей мы возможность обеспечивать их всем необходимым для исследований.

Есть еще одна жгучая, да и не только для биотехнологии, проблема — это разделение труда. Ведь пока, как правило, один и тот же небольшой научный коллектив решает собственно научную задачу, потом затрачивает много усилий, доводя полученные результаты до стадии технологического внедрения (этим следовало бы заниматься специальным отраслевым институтам и лабораториям), после чего тот же научный коллектив организует опытное производство.

Зачем отрывать на долгие годы от научной работы высококвалифицированных специалистов, которые зачастую беспомощны в решении хозяйственно-промышленных вопросов? Так, например, в Институте биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР благодаря надуманным сложностям 12 лет внедряют ферментный комплекс, лизи-рующий (растворяющий) патогенные микроорганизмы. Он уже давно прошел проверку в госпиталях, родильных домах и т. п. Его ждут не дождутся врачи.