Техника - молодёжи 1987-08, страница 57

Техника - молодёжи 1987-08, страница 57

НА ГОРИЗОНТЕ КИТ

Суть игры: подойти к киту на расстояние выстрела, но не слишком близко (чтобы не спугнуть его), хорошенько прицелиться и выстрелить. Кит меняет скорость и направление движения случайным образом, судном командуете вы. Время маневра постоянно, оно равно 573 с. Маневр задается следующим образом. Надо набрать направление движения судна (то есть угол относительно оси ОХ, см. схему), нажать стрелку вверх, затем набрать скорость движения (одно из чисел 0, 1, 2, 3), снова стрелку вверх и С/П. После останова на индикаторе высвечивается Х-коор-дината кита, а в регистрах Y, Z и Т стека располагается соответственно его Y-координата, угол направления движения (см. схему) и скорость. Их можно вызвать на индикатор, последовательно отдавая команду FO (круговое перемещение стека). Если до кита еще далеко, вы продолжаете дальнейшее преследование. При сближении с китом на расстояние менее 573 м на индикаторе загорается ЕГГОГ: он испугался и ушел под воду. Нажмите С/П — после останова вы узнаете, где всплыл кит. Преследование приходится начинать сначала. Если же вы подошли к киту на расстояние меньше 1146 (но больше 573 м), то вы получаете право на выстрел — на индикаторе сообщение Е0000068 со знаком минус. Нажмите С/П, а после останова, выяснив координаты кита и параметры его движения, стреляйте. Если выстрела не последует, то кит, как и при промахе, уходит под воду (на индикаторе загорается ЕГГОГ). Стрелять можно как «с ходу,» (одновременно с маневром), та^и застопорив. Для выстрела

надо набрать угол наведения гарпунной пушки относительно оси ОХ, нажать стрелку вверх, набрать направление движения, стрелку вверх, скорость, стрелку вверх и С/П. Выстрел произведен. При попадании на индикаторе сигнал Е0000068. В этот момент в регистрах 2 и 3 находятся координаты кита относительно точки попадания гарпуна, в регистре 6 — число ходов, затраченных на игру. Для возобновления игры необходимо нажать В/О С/П. А вот и программа:

00.ИПС 17.2 34.Fx<o 51.ИГ15 68."Н 85.П2

01. П9 18.x 35.51 52.ИП9 69.1 86. Fx1 02.3 19. П1 36. Fo 53.- 70.8 87. Ж

03.П0 20.Н. 37.ИП8 54.Fx»o71.0 88.ИПЗ

04.КИП6 21. Ffej 38. КППВ 55.48 72.+ 89.405. ИПА 22.F<m*5 56.FBx 73. П7 90. ПЗ

06.F10" 23.(14 40.2 57,- 74.Fcos 91.F*2

07. t 24.ИП2 41.0 58.Кх<оД 75.53. 92.+

08.ПА 25.КПЗ 42- 59.ИП5 76.ИП9 9i.FvT

09.ВП 26.c/n 43.Fx>o 60. ИП8 77.x д4.П5

10. ПА 27.5 44.63 61. -i- 78.x 95. Ш

11.ЬП 28.Х 45.ИПВ 62.П9 79FBx 96. Vo 12.5 29.КППВ 46./-/ 63.ИПВ 80. ИП7

13.Knt 30.ИП1 47. ПЬ 64./-/ 81.Fsui

14.FL0 31.ИП4 48.ИПЕ. 65. ПВ 82.x 15.05 32.КППС 49. • 6a c/n 83. ИП2 16.3s ЗЗ.ИПВ 50.КБП0 67. КБПД84.+

Содержимое регистров:

0 — организатор цикла; адрес косвенного перехода на начало программы;

1 —скорость кита (м/с);

2 и 3 — координаты кита относительно судна (при удачном выстреле — относительно точки попадания гарпуна);

4 — угол направления движения кита относительно оси ОХ;

5 — расстояние от судна до кита;

Физические явления, лежащие в основе подавляющего большинства «модельных» игр КЭИ, довольно сложны; с другой стороны, поступающие в редакцию программы основаны большей частью на гораздо более простых алгоритмах. Около половины редакционной почты составляют игры типа «Плавание» или «Стрельба из пушки», но они достаточно широко и полно освещены в вышедших за последние годы книгах, так стоит ли повторяться? А вот Борис Лабутин из Перми прислал нам программу «На горизонте кит», обобщающую эти два класса электронных игр: от оператора требуется приблизить свое судно на определенное расстояние к резвящемуся кашалоту или финвалу и произвести точный выстрел. Во избежание недоразумений сразу оговоримся: посягать на жизнь «братьев наших больших» Б. Лабутин не собирается, задача становится чисто научная — кита надо просто пометить, чтобы выяснить пути миграции морских исполинов. Программа уже переработана автором в соответствии с рекомендациями КЭИ; тем не менее внутренние резервы, особенно в части сервиса, еще далеко не исчерпаны, так что перед нашими постоянными читателями остается довольно обширное поле деятельности.