Техника - молодёжи 1987-08, страница 60

Техника - молодёжи 1987-08, страница 60

гремучие, так как отчетливо видны характерные четкообразные погремушки. Можно подозревать, что погремушки ритмично щелкали при каждом шаге, устрашая врагов...

3.2. ЛЮДИ-ПТИЦЫ И КРЫЛАТЫЕ ЛЮДИ («Летающие» существа)

Немало свидетельств «пришельцеве-ды» черпают в рисунках и статуях людей-птиц, с крыльями вместо рук, или же крылатых людей с непонятными крылышками за спиной. Кто они? Неужели пришельцы?

Подобных образов невероятно много, и разобраться со всеми мы просто не успеем. Поэтому приглядимся внимательно хотя бы к некоторым. Вот изображение человека с головой орла и руками-крыльями. Однако это, видимо, не «астронавт» — у него обнаженные босые ноги, напряженные мускулы икр. Орлиная голова, возможно, обозначает маску: таковые (звериные и птичьи) были некогда распространены на разных континентах, да и сейчас встречаются в ритуальных танцах и карнавалах. Не исключено, что и головы сокола, ибиса у богов древних египтян Хора и Тота тоже маски, использовавшиеся жрецами, скрывающими свое лицо во время таинств.

Другой пример: фигурка культуры Тайрона из Латинской Америки. Сзади у нее — крылышки, но опять же голый животик и голые ножки. И это никакой не «астронавт». Хотя как знать, может быть, дельтапланерист? Третья фигурка, найденная в Великом Храме Теночтит-лана (столицы государства ацтеков, на месте современного Мехико). За ее спиной — то ли плащ, то ли накидка, то ли действительно крылья. Но это тоже не звездолетчик, а воин ордена орлов: ацтекские воины объединялись в два ордена — орлов и ягуаров. С крыльями и птичьим хвостом изображались скороходы культуры Мочика. Крылья орлов и крылоподобные украшения крепили средневековые рыцари на седлах своих коней, у себя за спиной.

Крылья — непременный атрибут статуй сфинкса, чудо-зверя с ликом женщины и туловищем львицы. Изображалась в виде человека с крыльями (или птицы с человеческим туловищем) священная птица Гаруда, на которой летал индийский бог Вишну. Крылаты идолы североамериканских индейцев, ангелочки в Библии, даже сирены на иллюстрации к «Одиссее»: они парят над кораблем. За изготовлением крыльев застаем мы Икара и Дедала на другом древнегреческом изображении. В'крыльях мы ищем символы космического, но здесь же, рядом,— голые туловища, набедренные повязки, лук и стрелы. Нередки примеры того, что в психологии называют «агглютинацией» — соединением частей, присущих двум реальным, но разным объектам. Русалка, сфинкс, кентавр появились благодаря этому приему.

Крылья весьма обычны для различных аллегорических изображений: Поэзии, Славы, Победы (напомним, «аллегория» — иносказание, предметное отображение некоего абстрактного образа). Такие рисунки — на амфорах, блюдах, в стенной росписи — были распространены в Древней Греции. С крыльями изображались, например, Смерть и Сон, несущие тело павшего под Троей воина Серпедона. Крылата богиня победы Нике и многие другие персонажи мифов. В мифологии вавилонян крылья за спиной имели Мардук, Тиамат, демон Ла-барту и другие.

Случается, мы видим .на рисунках людей, летящих на птицах. Если это не сказка и не инопланетные летательные аппараты, то что же?

Возможно, это планеры, сделанные по птичьему «образу и подобию», но, может быть, и сами птицы. Палеонтологам известны ископаемые представители орнитофауны с размахом крыльев в 6—8 м, но дожили ли онк до появления человека? Впрочем, и несколько современных крупных орлов, будучи прирученными, могут вознести человека. Кстати сказать, в одной сказке Древнего Востока падишах отдал невозможное поручение — построить дворец в воздухе. Герой сказки с легкостью взялся за дело: он приручил орлов, которые, по четыре, поднимали ковер с сидящим на нем мальчиком высоко в воздух. Мальчик громко кричал: «Давайте сюда кирпичи!» Но так как сделать этого уже никто не смог, глупый и жестокий падишах был обманут...

Возможно, что так же обманываемся и мы по части палеоконтактов. Но будущее покажет.

3.3. ЖИЛ-БЫЛ БОГ МАРСИАН (Фрески Тассили)

Одной из излюбленных иллюстраций к заметкам о «космических пришельцах» является наскальное шестиметровое изображение «Великого Бога Марсиан», напоминающее человека в скафандре. Выглядит оно достаточно привлекательно и до сих пор с успехом венчает заставку рубрики «Что за сенсацией?» журнала «Наука и религия». История проникновения этого рисунка в пришель-целогию следующая.

В 1957 году француз А. Лот начал исследования в местечке Тассили-н-Ад-жер (пустыня Сахара, Алжир), где были обнаружены наскальные изображения людей, слонов, жирафов, антилоп, быков. Особенно много было стилизованных рисунков ранних периодов, где люди изображались упрощенно, без выделенных черт лица. А. Лот писал: «Само по себе изображение очень примитивно. В центре круглой головы — двойной овал. Мы наделяем обычно такой внешностью марсиан. Марсиане! Какое название для сенсационного репортажа!»

Предложение о «репортаже» пришлось по вкусу. Шутку восприняли всерьез. Так возникла гипотеза о «Великом Боге Марсиан»...

Взглянем, однако, на более подробные рисунки. Действительно, есть круглая, как шлем скафандра, голова и как бы «щелевидные прорези для глаз». Но есть и типично первобытные атрибуты: бахромчатые браслеты на руках и ногах, лук в руке, привязанный сзади хвостик, оголенная тыльная часть тела. При взгляде на другие рисунки становится все более очевидным: «прорези» — это обозначение какой-то маски, шапки, татуировки на гладко выбритой голове или просто прически!

Последнее особенно примечательно. Щелевидные «прорези» на голове имеются лишь у женских особей «притм .ль-цев». В Северной Африке и по сел день волосы у женщин очень часто туго стягиваются прядями, образуя на олове «клеточкообразный» безволосый пробор, в точности напоминающий «прорези» на голове «бога марсиан». «Спереди волосы тоже разбирают пополам и заплетают на три толстые косы, завязанные вместе и ниспадающие справа и слева»,— пишет один из исследователей Сахары А. Гаудио.

Впрочем, некоторые рисунки еще экстравагантнее. Здесь поверх круглого шлема (как мы выяснили — головы) высятся непонятные предметы, на манер дачной телеантенны. Подобный рисунок, вырванный из контекста, то есть взятый отдельно от прочих, действительно производит странное впечатление. Однако «марсиане» с антеннами ведут себя уж слишком по-человечьи: пляшут, ходят гуськом. У многих обнаженная женская грудь, выделенные бедра, ожерелья, браслеты, набедренные повязочки. Все указывает на то, что «марсиане» тоже люди, а предметы над их головами не антенны, а кувшины или корзинки, которые и ныне виртуозно носят на голове жительницы Азии и Африки.

3.4. ОТЧЕГО ЗАЖМУРИЛИСЬ «ДОГУ»?

(Статуэтки «догу»)

В качестве скульптурного портрета инопланетных «палеовизитеров» нередко демонстрируются керамические статуэтки довольно своеобразного вида — «догу». Относятся они к эпохе неолита (IV—II вв. до н. э.) периода «дземон», что в переводе означает буквально «веревочный узор», так как изделия того времени нередко украшались подобным орнаментом. Некоторые исследователи считают их создателей предками такой народности, как айны. Японские историки и искусствоведы, как, например,

57