Техника - молодёжи 1987-08, страница 61

Техника - молодёжи 1987-08, страница 61

Иэнага Сабуро, относят период дземон к первобытной японской культуре. Более убедительна, однако, первая точка зрения.

Догу — крупные, с крутыми ножками, фигурки, похожие на кукол,— одеты, по мнению «пришельцелюбов», в скафандры, с заклепочками, ремешками, лючками, расписанные спиралями галактик, а на их голове — «шлемы» с крупными щелевидными очками и фильтрами для дыхания. Щелевидные глаза приятно напоминают фрески Тассили...

Костюм статуэтки, впрочем, больше смахивает на расписную малицу с унтами или халат с шароварами. Да и многие статуэтки гораздо «человечнее». Кроме щелевидных («восточных») глаз, у них имеются носик, ротик, женская грудь, широкие бедра, пальчики на ручках. Женские признаки просматриваются у большинства известных статуэток. Вполне вероятно, это указывает на период матриархата, когда с образом женщины связывали зарождение, плодородие, жизнь.

Если исходить из «айнской версии», то легко понятны и «спирали галактик». Это всего лишь вышивка одежды, раскраска тела или татуировка, означавшая... змею. Змея, или «чуф-камуй» («владетель светила»), считалась у айнов хозяйкой Солнца. Змея, свернутая спиралью, означала солнечный диск, ползущая зигзагом символизировала молнию. Спирали характерны для многих солярных (солнечных) культов разных народностей.

А щелевидные глаза? Это, видимо, лишь прием художника, для повышения выразительности. Глаза-щелки отмечены у статуэток из Алтын-Тепе (Туркмения), Ифе (Судан), Ур (Междуречье) и других мест. Некоторые же исследователи, возражая против «пришельцев», выдвигали версию солнце- и снегозащитных щелевых очков из коры, применяемых в Монголии, Тибете, на нашем Севере.

3.5. МАРСИАНЕ С ПЕРЬЯМИ (Головные уборы и антенны)

Намеки и полунамеки, которые бросает иной автор в своих работах на тот или иной факт, «касающийся» инопланетных палеовизитов, неизбежно запутывают читателя. Недоговоренность эта, которая, к сожалению, порой неизбежна (не станешь же по сто раз повторять одно и то же), опять же неизбежно приводит к «космическому мистицизму». Фактов непонятных, недопонятых, непроверенных оказывается слишком много. Это вовсе не так безобидно, как кажется. Необъясненность и недообъясненность приводят к убеждению в необъяснимости и необъясняемости.

Некоторые источники сомнительных фактов, к счастью, достаточно хорошо известны. Это, в частности, одир из наибольших активистов по части «пришельцев», Э. Деникен, автор бестселлеров

«Воспоминание о будущем», «Назад, к звездам», «Колесницы богов?» и прочих. Он не фальсификатор, но человек, по-видимому, чересчур увлеченный.

Одного из пришельцев Э. Деникен «нашел» на серебряной чаше из Гинден-сгрупа (Дания), где изображен человек со змеей в руках и разветвленными «антеннами» на голове. Рядом, заметим, изображен олень, точь-в-точь с такими «антеннами». Астронавт не кто иной, как кельтский бог Кернуннос, чьим символом, и был олень. К «космическим» была отнесена аналогичная фигура из Валь-Ка-моника (Италия). Примечательно, что к «пришельцам» не была отнесена всемирно известная фигура «колдуна» из пещеры «Трех братьев» (Франция), покрытого, видимо, шкурой оленя с рогами. Кстати сказать, оленьи, козьи, коровьи рога широко используются в празднествах разных народов. Плясуны рядятся в костюмы и маски духов, дивов, дэвов, быков, страшных чудовищ. Ряженными «козой» плясали скоморохи на Руси и дервиши в Средней Азии.

Общеизвестны ритуальные пляски различных племен в красочных перьевых головных уборах. Перышко в шляпе охотника — дальний отголосок этой «привычки». А на стилизованном рисунке перо неотличимо от антенны. Это удобно. Поэтому в астронавты попало, скажем, изображение из Иньо (Калифорния, США), с доброй дюжиной толстых антенн, хотя и с типично «индейским» зигзагообразным рисунком на туловище. В «звездные гости» были записаны восьмиметровые рисунки из Бразилии, в которых, однако, явно проглядывают типичные украшения рук и головы южноамериканских индейцев. Сюда же, к «четырехантенным», к которым Э. Деникен питает особую любовь, можно отнести «плывущую фигуру» из Тассили, где на голове... четыре обычные тонкие косички (здесь любопытна, правда, вздутость руки, напоминающая симптомы «слоновьей болезни», то есть это не рукав скафандра). На рисунках из Австралии у двух ухмыляющихся пришельцев явно человеческие ноздри и типичная для диких племен раскраска туловища.

В эту же группу попадает любимец японских фантастов «камышовый человек» («каппа»), прячущийся от людей под водой. На ногах «каппы» — ласты, на руках — плавательные перчатки. И то и другое издавна применялось в южных приморских странах и было описано еще Леонардо да Винчи. На «каппе» — простейшие плавательные очки, схожие с теми, что употреблялись сборщиками кораллов Средиземноморья (XVI век). Примитивная дыхательная трубка явно говорит о сухопутности «каппы». «Антенны», сильно напоминающие тонкие косички, предполагают человекообраз-ность, наводя на мысль о японских искательницах жемчуга, ныряющих нагишом и, естественно, стремительно удирающих при виде посторонних людей...

Одним из признаков космонавта в скафандре является защитный шлем. Возьмем, однако, «отца ужаса», сфинкса

Хафра в Гизе или золотую маску Тутан-хамона. Что это за странные выступы по бокам головы?! Да неужто это шлем скафандра, с убранным лицевым стеклом?! Увы, предполагать можно все, что угодно, однако это всего лишь «клафт», головной платок, подобный тому, что носят мужчины в арабских странах.

Фантазировать можно бесконечно. Что за сложные головные уборы носят боги Сохмет, Хатхор, Ра и опять-таки фараон Тутанхамон? Явно неземные! Антенны — крючковидные палочки, отражатели — продолговатые выступы, локаторы — диски? Если особо не «копаться», то и не выяснится, что «отражатели» — просто крупные перья, «локаторы» — символические изображения Солнца, «антенны» — либо витые бараньи рога, либо причудливо переплетенные хвосты и головы среднеазиатских кобр («уреев»). Подобные же «шапки», кстати, наблюдались и у персов, скажем, на гробнице царя Кира... Так что «астронавтов» найти несложно. Надо лишь поискать...

3.6. А БЫЛ ЛИ ОН ЧЕЛОВЕКОПОДОБЕН?

(Многорукость и пр.)

В сочинениях писателей-фантастов мы встречаем инопланетян самого различного облика. Гигантские и миниатюрные, безрукие и многоногие — каких только нет. Впрочем, обратившись к тератологии (от греческого «терас» — чудовище), мы найдем немало удивительного. Вспомним культуры Восточной Азии. Многоликость и причудливость здешних религий неизменно поражали европейца. Непонятно и странно выглядят, скажем, боги буддизма и индуизма (Будда, Кали, Шива и прочие), многорукие, словно люди-осьминоги. Подобную многорукость можно воспринять как символическое «многодеяние», а многоголовость как, например, «всеви-дение» и «всезнание». Но вдруг это не просто символ?

Чем являлась, скажем, четверорукая богиня Кали, покровительница грабителей и убийц,— чистой фантазией, символическим образом или же отзвуком реального явления? Как ни парадоксально, но вполне возможно последнее. Нет ничего невозможного в рождении многоруких и многоголовых людей. Более того, вполне допустим факт использования таких единичных случаев древним жречеством — для запугивания народа и правителей, для укрепления своей власти. Впоследствии это могло привести к появлению чудесных сказаний и легенд, причудливых статуй и барельефов.

В истории человечества медикам известны десятки и сотни случаев рождения детей с какими-либо нарушениями: волосатых, чешуекожих, хвостатых, одноглазых, четвероногих, четвероруких и так далее. Так, в Шотландии, например, зафиксирован случай с одним юношей, у которого на совершенно сросшем

58