Техника - молодёжи 1987-10, страница 37

Техника - молодёжи 1987-10, страница 37

ление, когда заходишь в нее,— простор. Раньше все было перегружено приборами. Сейчас она больше приспособлена для жизни на орбите, более комфортабельна, удобна. Для основного экипажа есть отдельные каюты.

Знакомились мы и с орбитальным модулем. У «Салюта-6» были два стыковочных узла, а у «Мира» их шесть. К ним могут пристыковываться специализированные модули различного назначения для целевых работ — технологических, биологических, физико-технических или астрофизических, как на первом модуле «Квант».

Я особенно переживал все перипетии сложной стыковки «Кванта» с «Миром», когда экипажу пришлось выйти в открытый космос, чтобы удалить посторонний предмет, попавший в стыковочный узел. Я был рад, что именно Юрий Романенко, с которым мы десять лет назад вместе готовились к полету, блестяще справился с этой задачей с помощью своего коллеги.

— Как сформирована научная программа будущего полета, что лично для вас там наиболее интересно? — спрашиваю я у А. Александрова.

— Я специализируюсь в области космической физики, и мне наиболее интересны исследования околоземного пространства. Запланированы интересные эксперименты по дистанционному зондированию Земли из космоса, подобные тем, что описаны в статье профессора Л. Васильева, а также в области космической технологии медико-биологических проблем, астрофизические исследования. Определенная преемственность с прежней программой по тематике есть, но все эксперименты проводятся с новой аппаратурой, на более высоком научно-техническом уровне, с широким использованием компьютеров.

— Почувствовали ли вы уже первые «перегрузки» подготовки к полету? — спрашиваю у К. Стоянова.

— Да. Я сначала не очень понял, когда меня предупредили, что придется сдавать очень много зачетов и экзаменов. Оказывается, космонавт сдает их гораздо больше, чем любой школьник или студент за всю свою жизнь. Я уже успешно сдал зачеты по динамике полета, кинофо-топодготовке, по знанию бортовой ЭВМ, космической навигации. И это только начало — впереди сплошные экзамены.

В. БАЛАБАНОВ. Дети мира (средняя часть триптиха). Играя, они готовятся к будущим полетам за пределы Земли. Как похожи дети разных континентов и разных цветов кожи! Им суждено продолжить усилия героических первопроходцев Вселенной. Детство без войн, мечты о будущем и доверие к настоящему самых юных жителей планеты тоже являются силами мира.

СТИХОТВОРЕНИЕ НОМЕРА (НФ-поэзия)

МИР МАРСА. МЕЛОДИИ ЧЮРЛЕНИСА (ПАМЯТЬ МАРСА)

Александр ИСАЕВ,

г. Самарканд

Где же гондолы? Сквозь время

уплыли? Щебнем канал забит. Башни дозорные в облаке пыли,

мхами порос гранит. А за пустыней Красного Сырта,

в Пещере Трехлунных Пней, Волей Последних Мудрых укрыта

память ушедших дней.

Кто же наследник ее? Кому же

каменный вскрыть полог? Мелкий лишайник, выживший

в стужу, вместо крестов дорог. Шрамы долины заметны с орбиты — там космопорт пылал. Трассы взлетевших ракет забыты,

вплавлены в скал оскал.

Марс, мы с тобой разминулись до срока, нам по каналам не плыть. Древние башни стоят одиноко,

порвана к тайне нить. Но есть же пустыня Красного Сырта, священной пещеры свод. И ниши, где капсулы Мудрых укрыты. И будет тот, кто найдет!

d