Техника - молодёжи 1987-10, страница 38I %'f , I» Географические карты, как и люди, стареют. Подчас еще до того, как топографы нанесут на кроки последние штрихи, неумолимая действительность неузнаваемо перелицовывает лик планеты. И там, где типографский станок только что синим по белому отпечатал русло реки, из-за бесхозяйственности или, скажем, «инициативного», а попросту говоря, браконьерского орошения уже образовался безжизненный такыр или песчаный бархан. Существуют и другие случаи, когда на картах фиксируется одно, а в жизни, увы, совсем другое: выяснилось, что в среднеазиатских республиках распахано земель больше, а лесов посажено меньше, чем указано в отчетности; в Калмыкии опустынивание происходит быстрее, чем считалось, в Карелии нанесен тяжкий ущерб природе заводскими выбросами; в некоторых районах Латвии дичает брошенная земля, которая по кадастру числится угодьями. Как быть! Как проконтролировать нерадивых хозяйственников и «научить» карты объективности! «Поможет космический объектив,— считает заведующий Лабораторией дешифрования космических снимков Института географии АН СССР Леонид Николаевич Васильев,— взгляд из космоса открывает много интересного». Его рассказ о новом поколении космической техники дистанционного зондирования записал наш специальный корреспондент Александр НИКОЛАЕВ. КОСМИЧЕСКАЯ «ЭТАЖЕРКА» Леонид ВАСИЛЬЕВ, профессор, доктор технических наук А в самом деле, как изменяются природная среда, ландшафты? Как влияют на них промышленное строительство, рост городов и другие результаты воздействия человека? Ответы на эти и подобные вопросы современная география получает с помощью космических методов исследований Земли. На стыке физико-технических и природоведческих дисциплин возникло новое научное направление — космическое землеведение. Вот на цветном космическом снимке запечатлена картина современного состояния Земли на огромной территории, 30—40 тыс. квадратных километров. Он содержит полную информацию о природе, ее использовании и результатах человеческой деятельности. Документально отражено взаимодействие человека с природой, которое, увы, далеко не всегда соответствует наилучшему сохранению естественных богатств и условий жизни. Видны следы глобальных природных процессов, стихийных явлений и их последствий, а также результаты крупного строительства и освоения новых районов. Космические дистанционные методы исследования Земли, Луны, а также и планет Солнечной системы основаны на изучении того, как объекты отражают или излучают электромагнитную энергию. Первыми эти методы взяли на вооружение географы после запуска искусственных спутников Земли и стали применять для сугубо земных дел. Причем не только в научных исследованиях, но и в разных отраслях народного хозяйства, связанных с ресурсами: недрами, лесами, пашней, реками и озерами. К наиболее популярным примерам дистанционного зондирования относятся измерение расстояний радиолокатором (см. «ТМ» № 1 за 1985 г.) или оптическим дальномером; фотографирование, то есть измерение яркости исследуемого предмета; акустическая эхолокация (скажем, морских глубин). Нас интересует фотографирование. По черно-белому снимку можно определить яркость отдельных частей объекта. А по цветному? Не только яркость, но и цвет. В первом случае исследователь работает с одной характеристикой, а во втором — с двумя. В соответствии с этим специалисты говорят об одномерном или двухмерном признаковом пространстве. Посмотрев на черно-белые и цветные аэрофотоснимки, нетрудно убедиться, что увеличение размерности спектрального признакового Так выглядят изображения земной поверхности на черно-белой пленке (пан-хром); на цветной обычной пленке; на цветной ИК-пленке; на ИК-пленке. пространства позволяет различить большее число информативных деталей. Например, на инфракрасных цветных снимках, в отличие от черно-белых, легко распознать, где растут хвойные, а где лиственные леса. Впрочем, даже цветные, выполненные на многослойных материалах фотографии позволяют экспертам оценить объект только с качественной, а не с количественной точки зрения. Иное дело — многозональная съемка. Выделяя с помощью светофильтров в спектре электромагнитного излучения достаточно узкие области, можно свет, отраженный предметом, разложить на несколько зон, соответствующих определенным цветам. Для этого один и тот же объект последовательно фотографируют на черно-белую пленку, например, через фиолетовый, зеленый, желтый, оранжевый, красный светофильтры. Чтобы ускорить этот процесс, ведь спутник движется, создан многозональный фотоаппарат — объединенные в один блок несколько фотокамер. Они снимают одновременно, каждая через свой светофильтр. Первый многозональный космический фотоаппарат МКФ-6 для съемки в шести зонах (в видимой и инфракрасной частях спектра) создали в 1976 году специалисты 36 |