Техника - молодёжи 1988-01, страница 18MIESIECZN1K iUTERACK! ПЯТЬ ЛЕТ «ФАНТАСТИКЕ»I сентябре 1987 года ■ Москве состоялось международная конференция «Научнее фантастика и будущее человечества». S ней приняли участие писатели-фантасты из многих стран мира. Был участником конференции и давиий друг «ТМ», известный польский фантаст Адам ХОЛЛАНЕК — гшимй редактор журнала «Фантастика». С ним беседует наш корреспондент Михаил ПУХОВ. —- Адам, вашему журналу исполнилось пить пет. Тем не менее «Фантастике» — старейший журнал Нф среди изданий социалистических стран. Было бы интересно узнать, как он появи№ ся на сеет. Как возникла сама идея и каким образом удалось ее претворить в жизнь? Ведь и у нас подобны» идеи даано обсуждаются, но переход от слое к делу почему-то затягивается. Научную фантастику регулярно или эпизодически публикуют различные издательства, выходят и периодические издания — «Искатель», «Мир приключений», сборники «Фантастика» и «Нф», но все это альманахи и антологии, специализированного журнала как такового пока нет. А о том, насколько он нужен, легко судить хотя бы по почте «ТМ»... Словом, ваш опыт может оказаться весьма полезным. — Надо сказать, наш журнал зарождался в тяжелый для Польши период, о котором все знают. Это, конечно, случайное совпадение, объективные же причины таковы: издательства страны публиковали все больше и больше фантастической литературы, клубное движение любителей фантастики приняло поистине массовый характер. Ста новилось ясно, что необходим специальный журнал, как своего рода центр этих явлений, анализирующий и координирующий ход их развития. И sot мы, польские писатели-фантасты, собрались, посовещались и, придя к еьшоду, что такой журнал действительно нужен, выбрали главного редакторе. То есть меня. Должен заметить, что быть редактором несуществующего издания не так-то легко, хождение по различным инстанциям требует много времени и нервов. К счастью, получилось так, что среди тех, с кем я говорил на эту тему, оказались люди, которые понимали и любили фантастику. Они крепко помогли — как видите, я стал настоящим глевным редактором. Коллектив подобрался сильный, боевитый, так что «Фантастика» теперь не случайно известна далеко за пределами Польши. — А а чем все-таки главное отличие журнала, допустим, от альманаха? Наверное, не только в том, что он чаще эыходит... — Конечно. Не буду даже гееорить об экономической стороне дела — понятно, что деньги за всякое подписное издание поступают вперед, и это выгодно. В журнале фантастики, по моему убеждению, значительное место должно уделяться критике. В альманахах, как правило, такое не предусмотрено. Разумеется, рецензии на НФ-книги от случая к случаю появлялись, и прежде, но бессистемно, материалы далеко не всегда достигали своего адресата — любителя фантастики. То же можно сказать и о беседах с писателями-фантастами, издателями НФ-литературы, о зарубежной информации из мира Нф. Теперь всем этим занимается наш отдел критики, которым заведует А. Невядоеский, и читатель, б ер? а руки свежий номер «Фантастики», может быть уверен, что не пропустит ни одной книжной новинки, получит квалифицированную оценку всего, что у нас публикуется. — Но основную часть объема журнала занимают все же литературные произведения польских и зарубежных авторов. Почему, кстати, зарубежных публикуется заметно больше? — На мой взгляд, это совершенно естественно. Ведь наш иностранный отдел (им заведует Л. Енчмык) должен дашггь объективную картину НФ-литературы, знакомить читателя с произведениями, издаваемыми — и уже изданными — ас всем мире, в том числе и в Советском Союзе, Хороших писателей-фантастов — сотни, если не тысячи, и даже поверхностное ознакомление с их творчеством требует немало места. С отечественной же фантастикой время — пространство — человек |