Техника - молодёжи 1988-01, страница 17

Техника - молодёжи 1988-01, страница 17

исключительно экономичным. Однако надежно ловить момент фазового перехода в мерзлых породах пока не удается. Дело это очень тонкое, требующее более глубокого изучения взаимодействий СВЧ-поля, льда, породы. Но в институте уверены, что в недалеком будущем у горняков появится новая машина — своеобразный гибрид СВЧ-установ-ки и экскаватора.

Кстати, уверенность эта уже не чисто теоретическая. Недавно институт передал в эксплуатацию объединению Якутэнерго первую опытную установку ЭВИК-1. Она предназначена для аварийного вскрытия подземных инженерных коммуникаций. Применение ее позволило сократить сроки ликвидации аварий с обычных прежде двух недель до 6—8 часов! Нетрудно понять, что это значит для северных (да и не только северных!) городов. Себестоимость работ снижена в 2 раза, трудоемкость — в 15 раз. Министерство связи СССР приняло решение после конструктивной доработки передать ЭВИК-1 (см. фото и схему) в серийное производство.

Близок к рождению в стенах института и еще один необычный технический гибрид. Это комбайн для подземных работ (см. рисунок). Его конструкция также логически вытекала из условий разработки россыпных месторождений. Здесь наиболее распространена такая си-

Схвмв работы СВЧ-установки с указанном глубиной разупрочнения d.

туация, когда, например, проходческому комбайну надо на подошве забоя разрушать монолитные коренные породы, а выше — скованные мерзлотой пески с валунами. Монолит хорошо поддается мощной фрезе — это давно проверено и горняками и метростроевцами. Но на неоднородной породе даже могучая фреза быстро ломает зубья. Тут после многих сравнительных оценок и испытаний лучше всех показал себя ударно-скалывающий рабочий орган — пневмомолот, разработанный коллегами из Института горного дела СО АН СССР. В результате выкристаллизовалась конструкция нового горного комбайна с комбинированным рабочим органом, испытания которой вскоре пройдут на одном из рудников.

На последнем Международном геологическом конгрессе, проходившем в 1984 году в Москве, особое внимание привлекло сообщение о разработанном в институте уникальном георадаре (см. фото). Он затмил своими возможностями лучшие зарубежные аналоги. Прощупывая недра на глубину до 50 м (у японского аналога только 6—81), георадар имеет разрешение от 0,5 до 2 м, что тоже пока рекорд.

В институте застать разработчиков этого уникума, как сразу предупредили, надежды очень мало. Они постоянно в разъездах. Строителям, горнякам, геологам, географам, археологам — всем >|ужен георадар. Именно за годы этой кочевой жизни они успели довести свои первоначальные идеи до прибора, который начала выпускать промышленность.

Предупреждения оказались верными. Всего на несколько минут удалось поймать одного из отцов георадара — Александра Омелья-ненко.

—Честно говоря, ребята наши не в обиде на такую занятость,— улыбнулся Александр.— Сколько увидели за это время, сколько сделать успели! Северомуйский тоннель, пом

Принципиальная схема проходческого комбайна с комбинированным рабочим органом.

ните, самое сложное по геологии место БАМа? Там мы помогли обнаружить много опасных мест, трещин, разломов, заполненных водой. Ездили обследовать место для строительства второй Магнитки—нового Магнитогорского металлургического комбината. А про находку древнейшей стоянки человека на высокой террасе у ручья Диринг-Юрях, что впадает в Лену на 140 км выше Якутска, слышали? Археологическая сенсация мирового значения. И там без нашего радара не обошлись...

Что ж, можно только порадоваться за разработчиков. Но, отдавая дань увлеченности, самоотдаче, нацеленности на работу, отметим еще раз и чувство юмора молодых северян. Ведь в кои веки сделали прибор мирового уровня! Выше мирового! Но почему-то не спешим с рекламой. А эта «скромность» оборачивается известно чем... Впрочем, будем надеяться, что нынешнее время перемен даст щгую перспективу.

Георадар не только уникален по своим характеристикам, но м компактен, удобен а работе.

Т<о