Техника - молодёжи 1989-02, страница 17ществляемые проекты — их «Викинги», наши «Фобосы». Вот, например, старт «Энергии» — самой мощной в мире ракеты-носителя, которая, безусловно, будет в этой программе задействована. И при строительстве орбитальных станций, и при сборке модулей будущего марсианского корабля. А вот это — автоматический вездеход на Марсе. Пока еще фантастика. Как видите, картина сделана в голубых тонах, это раннее утро. На другом полотне — термический аэрозонд над полярной шапкой. Аэростат, который днем нагревается, взлетает, и его несет ветром. Ночью охлаждается, садится и исследует грунт. Потом опять поднимается. Один зонд, таким образом, может изучить большой участок поверхности. Финальная картина — наши флаги, развевающиеся в струях газа от стартующего корабля. Исследования завершены, впереди — Земля... Многие сюжеты пока еще не разработаны до конца. Всего мы намечаем сделать 18 картин этой серии. — Андрей Константинович, среди наших читателей много любителей научно-фантастической живописи. Немало и художников-фантастов. Им интересно будет узнать, как практически происходила ваша совместная работа? — Мы работали десять дней. Роберт — он жил в гостинице «Пекин» — каждое утро приезжал ко мне в мастерскую. К 9.00, как на работу. Когда однажды опоздал на три минуты, то очень извинялся... Сначала я планировал, что какое-то время мы будем работать, какое-то — развлекаться. Но на развлечения времени не осталось. Каждый день работали до 18 часов. У нас, конечно, были встречи — и с журналистами, и с телевидением. Маккол и Дюрант привезли слайды работ американских художников космического направления. Встречались с московскими художниками — в Доме художника на Кузнецком мосту, в правлении Союза художников СССР. Были и еще какие-то обязательные дела. А развлекательная часть программы, как я уже говорил, была безжалостно принесена в жертву работе. — Как известно, экипажи космонавтов, в том числе и международные, проходят перед стартом проверку на психологическую совместимость. А какой климат сложился в вашем «экипаже»? — Вообще-то совместная работа для меня не в новинку — за плечами более чем 20 лет сотрудничества с А. А. Леоновым, весьма плодотворного. Ведь мы выпустили семь альбомов, не говоря уже о многих выставках и журнальных публикациях, в том числе и в «ТМ». Но это сотрудничество, с одной стороны, художника, с другой — консультанта. У меня нет знаний Алексея Леонова, а у него — времени, чтобы полностью отдавать себя живописи. Он все-таки профессиональный космонавт, сейчас — один из руководителей отряда космонавтов. Маккол же — художник, поэтому его приезда я ожидал с некоторым беспокойством. Обычно меня очень раздражает, если кто-то стоит рядом, когда я работаю. Однако присутствие Роберта, как выяснилось, нисколько мне не мешало. Мы сразу сработались и даже мыслили довольно согласованно. Скажем, почти одновременно поняли необходимость убрать из композиции флаги ООН. Более того, оказалось, что у нас похожие привычки. Например, рисуя, я всегда напеваю нечто невразумительное. И вдруг, к удивлению своему, слышу — он тоже что-то поет! Я спросил: «Боб, ты всегда поешь, когда рисуешь?» — «Нет, только когда у меня получается. А когда не получается, молчу». Я вспомнил еще одну свою привычку и поинтересовался: «Ну а бывает, что ты ругаешься вслух во время работы?» — «Еще бы! Как же без этого?» Выяснять, какие слова он в таких случаях употребляет, я ие стал. Но главное, конечно, в другом. Нам было легко, потому что подход к работе у нас одинаковый. Например, возникает вопрос: как должен выглядеть пилотируемый марсианский корабль? Я высказал предположение, что для такого дальнего перелета логично было бы использовать ракету на электрической тяге. Такие ракеты известны, они очень экономичны. С Земли, конечно, на ней не стартуешь, но когда летишь месяцами и она непрерывно наращивает скорость, она весьма эффективна. Макколу эта мысль понравилась, и он сказал, что сходит в НАСА, к совершенно конкретному человеку, чтобы тот дал свое заключение. И если этот способ рентабелен, то будем рисовать электроракету. А если нет, вернемся к обычным химическим двигателям. Как видите, подход к работе у него основательный, научный, не то что у многих наших художников. Я же, со своей стороны, тоже стараюсь работать максимально достоверно.
|