Техника - молодёжи 1989-05, страница 19

Техника - молодёжи 1989-05, страница 19

ного отравления и недоедания здесь более половины женщин-матерей страдают выраженной анемией, беременных — экстраге нитальной патологией. Широко распространяется бесплодие, здесь самая высокая детская смертность. Растет число детских самотических заболеваний — различных уродств.

В отравленной воде Сырдарьи и Амударьи упорно пытаются разводить рыбу. Она периодически дохнет — заморы происходят от отравления даже в Чардарьннском водохранилище, где строят рыбозавод. Установлено, что рыбу Приаралья употреблять в пищу нельзя. Однако у нас стали рекламировать, писать в газетах и показывать по телевидению, что наконец-то в высохших когда-то озерах опять появилась рыба, что столько-то центнеров рыбы сдано государству!

Недавно я побывал в онкологическом институте Алма-Аты и был потрясен услышанным. Оказывается, рыба судак в озере Балхаш полностью поражена фнбросарко-мой или попросту раком. А ведь считается, что озеро Балхаш пребывает в относительно благополучном состоянии! Мне сказали, что если умирает хищник, то и другая рыба долго жить не будет. Кроме этого, оказывается, больная рыба вызывает раковые заболевания у человека, потребляющего ее в пищу. Рыбу давали крысам, и те через какое-то время тоже заболевали раком. Поэтому, то, что на водах Сырдарьи разводят рыбу, является настоящим преступлением. Я попросил у работников онкологического института дать мне эти сведения, но они не могли, так как это категорически запрещено приказом Минздрава СССР. Но почему запрещено? Почему Минздрав не разрешает народу знать, от чего мы болеем? Что это за ведомство здравоохранения, если оно боится собственного народа?

Долгие годы все факты трагического положения населения Приаралья тщательно скрывались от народа. Никаких мер по улучшению санитарного состояния не при нималось, население страдало, вы мирало. Например, было отказано обитателям Приаралья в средствах и водопроводных трубах для чистой питьевой воды.

Наш комитет вначале не мог установить, откуда происходит загрязнение рек препаратами ДДТ и гексохлораном На наши вопросы

работники Минздрава только пожимали плечами и отвечали, что ДДТ запрещен международной конвенцией двадцать лет тому назад. Тогда расследование провела член комитета Марта Наумовна Каневская... Оказывается, работники Минздрава все знали, но скрывали от нас. Эти препараты до сих пор применяются у нас в стране.

Если ДДТ относится к высокоопасным препаратам особой устойчивости и проницаемости, то гексо-хлоран относится к классу чрезвычайно опасных веществ. Они способны накапливаться в организме, вызывают разные опасные для жизни и здоровья детей болезни. Так написано в инструкциях Минздравом СССР созданы ранее и создаются в настоящее время различные временные инструкции по применению ДДТ и гексохлорана. Создать сразу долгосрочные инструкции, видимо, не позволяет другая инструкция. В колхозы и совхозы препараты завозят тоннами. В Алма-Атинскую область в 1989 году завезут 240 т гексохлорана. В город Алма-Ату в 1988 году завезли 19 т ДДТ и 600 кг гексохлорана, а в 1989 году обещают завезти 27 т ДДТ, что в 1,5 раза больше. И здесь, наверное, есть свои планы, которые также надо перевыполнять! Причем делается это по приказу Минздрава СССР от 17 января 1979 г. «О мерах по дальнейшему укреплению и развитию дезинфекционного дела...». Вот такие античеловеческие и издевательские инструкции выходили в застойный период. Но санитарная служба республики придерживается ее.

Между тем за границей есть совершенно безвредные для человека пестициды («Ивомек» Международная фирма «Марк, Шарп и Доум»). Члены нашего комитета писали в различные органы, обращались в республиканскую прокуратуру. Бесполезно. Все упирается в те «временные инструкции».

Мы ценим академика Евгения Ивановича Чазова как ученого, но у нас есть к нему серьезные претензий как к министру. У нас пока нет перестройки в санитарно-эпидемиологической службе, которую возглавляет главный государственный санитарный врач СССР А. И. Кондрусов. В интервью журналу «Здоровье» (1988, № 4) тов. Кондрусов говорит вроде бы правильные слова: «Санитарный

врач — специалист особого рода. Он отвечает за здоровье не одного человека, а тысяч и даже миллионов. Не можешь, не хочешь быть предельно принципиальным — лучше уходи из службы». Но эти слова предназначены для тех, у кого есть чувство долга и ответственность, есть совесть. А если нет их?! Кто добровольно ушел со службы из-за угрызений совести'

Никто. Более того, мы не можем даже подобру-поздорову «вытолкнуть» на пенсию главного санитарного врача Казахстана Я. А. Клебанова. Его уже год как критикуют в республиканских, областных и городских газетах. Критикуют за бездействие, за дезинформацию в печати, за то, что он дает «добро» опасным длй здоровья населения производствам вместо того, чтобы накладывать санкции. Из-за него экологическая обстановка почти во всех областях Казахстана стремительно ухудшается.

Чтобы не быть голословным, приведу пример. Под Алма-Атой на сточных водах без всякой очистки орошались 7 тыс. га земель. Санитарная служба каждый год выдавала все новые «временные разрешения» на полив, хотя не имела на это права. Сейчас, в связи с угрозой прорыва, из сйера — накопителя сточных вод Сорбула-ка, создаются еще 10,5 тыс. га орошаемых земель. Причем делается это без всякого научного обоснования, прикрываясь античеловеческими «временными» инструкциями по использованию сточных вод.

У нас в стране не было экологического воспитания, нет н сейчас. Экология находится в самом отсталом и запущенном состоянии. В школе и институте преподают все, что угодно, но не экологию. Нам нужно учить людей, пробуждать у них экологическое мышление. Учить повсеместно и постоянно, чтобы те, кто сегодня сидит за партой, через десяток лет уверенно и не задыхаясь в пыли н дыму повели нашу страну в будущее. И это надо делать именно сегодня — завтра будет поздно. Многострадальная земля, пропитанная н кровью, и потом, и слезами, на которой все духовные и материальные ценности, все достижения науки и техники, служащие целям добра и, к великому сожалению, зла, завтра перейдут в руки наших детей.

2 «Техника — молодежи» № 5

17