Техника - молодёжи 1989-11, страница 42

Техника - молодёжи 1989-11, страница 42

Патрон и затвор

Автор статьи — старший научный сотрудник отдела оружия Государственного Исторического музея, кандидат исторических наук Юрий LUO-КАРЕВ.

Художник — Михаил ПЕТРОВСКИЙ

В апреле 1861 года вспыхнула гражданская война в США. Европейские военные внимательно следили за ходом этого вооруженного конфликта главным образом потому, что в ожесточенных боях совершенствовались старые и появлялись новые виды огнестрельного оружия. В частности, та война вынесла окончательный приговор капсюльным казнозарядным ружьям под бумажный патрон, у которого оказалось только одно преимущество перед прочими — возможность выделки в армейских мастерских. В остальном же он оказался крайне неудачным — давал сильный нагар и не обеспечивал надежной обтюрации. Гораздо лучше показали себя металлические патроны, например, шпилечные, системы К. Лефоше, но они, как мы знаем, не годились для боевого оружия.

Но ведь еще в 1849 году парижский оружейник Л. Флобер взял патент на ружье и патроны бокового боя. Они представляли собой короткую, цельнотянутую, латунную гильзу с гремучим составом, взрыв которого и выбрасывал пульку. В общем, это был увеличенный капсюль со вставленной пулей. Флобер попробовал обойтись без пороха, однако именно поэтому дальность стрельбы из его казноза-рядного ружья оказалась мизерной.

Естественно, для военных целей маломощный патрон Флобера не подходил, хотя его конструкция в принципе была неплохой. И в 1856 году некий Берингер решил его улучшить, удлинив гильзу и поместив в нее обычный заряд пороха. Спустя четыре года американец Д. Вессон, один из создателей знаменитых револьверов «смит-вессон», наладил машинное производство таких патронов.

Американцы раньше других опробовали и металлические патроны бокового боя в армейском оружии. Еще в 1В60 году Г. Пибоди разработал ружье с оригинальным затвором, размещавшимся в стальной ствольной коробке, разделявшей ложу на приклад и цевье. При нажиме на рычаг, находившийся внизу и служивший одновременно спусковой скобой, передняя часть затвора опускалась, открывая

казенник. После заряжания стрелок движением того же рычага поднимал затвор и запирал ствол. В момент выстрела курок бил по ударнику, проходившему сквозь замок, а тот накалывал шляпку гильзы, на всей поверхности которой был взрывной состав. Поэтому при осечке было достаточно чуть провернуть патрон, не извлекая его наружу.

Механизм Пибоди работал надежно, несмотря на нагар, гарантировал обтюрацию, был несложен. Это не только обеспечило ему популярность, но и вызвало массу подражаний — например, системы Генри, Мартини, Фран-котта, с которыми нам еще предстоит познакомиться.

В отличие от американцев европейцы при переходе от капсюльного дульнозарядного оружия к казно-зарядному, под металлическую гильзу, старались максимально использовать устаревшие модели, чтобы ускорить и удешевить процесс перевооружения. Поэтому в 60-е годы в Старом Свете преобладали системы с раздельным запирающим устройством (затвором) и ударным механизмом (замком).

Только в 1В67 году австриец Ф. Вен-цель создал оригинальный затвор, представлявший собой массивную крышку на горизонтальном шарнире, размещенную на ствольной коробке, перед заряжанием откидывающуюся вперед и вверх. После заряжания затвор опускался, плотно закрывая ствол, а если патрон чуть не доходил до места, подталкивал его, что было несомненным преимуществом системы Венцеля.

Не случайно же над моделями откидных затворов в скором времени принялись работать итальянский адмирал А. Альбини, англичанин ф. Бренд-лин, американец И. Мильбанк, а в России — начальник петербургского Морского музея лейтенант Н. Баранов. Созданные ими образцы некоторое время состояли на вооружении, правда, уже с использованием патронов центрального боя.

Дело в том, что, несмотря на многие положительные свойства, патрон бокового боя был слабоват и применялся в основном в короткоствольном и гражданском оружии. Попытки увеличить мощность его заряда обычно завершались разрывом гильзы. Поэтому европейские специалисты предпочитали помещать капсюль в небольшие углубления в центре донца гильзы. Да и сами капсюли у таких патронов центрального боя были невелики.

История подобных боеприпасов восходит к временам Паули, над ними трудились Дрейзе и Лефоше, но первый унитарный патрон центрального боя

изготовил француз К. Потте. Начав опыты в 1829 году, он лишь спустя 29 лет получил патент на патрон с картонной гильзой и металлическим донцем, в середине которого был капсюль. Вскоре полковник английской армии Э. Боксер предложил выполнять донце из железа в виде чашки, а корпус гильзы свертывать из листов латуни.

... В середине 60-х годов в Англии объявили конкурс на лучшую систему переделки капсюльных винтовок в каз-нозарядные. Выиграл Дж. Снайдер, запатентовавший свое изобретение в 1862 году, а после двухгодичных испытаний его винтовку под патрон Боксера приняли на вооружение. Затвор Снайдера с подпружинным ударником и приспособлением для экстрагирования стреляных гильз открывался вправо-вверх и по тем временам считался самым совершенным.

Не избежала моды на откидные затворы и Россия. Упоминавшийся лейтенант Баранов усовершенствовал итало-бельгийскую винтовку Альбини — Брендлина, упростив откидывавшийся вперед и вверх затвор и приспособив его для модернизации шестилинейных винтовок образца 1В56 года. У них достаточно было заменить курок и обрезать ствол у казенника, чтобы навинтить коробку с новым затвором. Вскоре Морское ведомство заказало Путиловскому заводу около 10 тыс. винтовок Баранова.

Тогда же Оружейная комиссия испытала откидывавшийся влево и вверх затвор, предложенный чехом С. Крнка, который в 1869 году и приняли для пехотных и драгунских винтовок.

Хуже обстояли дела с боеприпасами. Довольно скоро выяснилось, что составные патроны Крнка быстро портились, паянные из меди системы Баранова окислялись и растрескивались. Не от хорошей жизни пришлось перейти к патронам с латунной цельнотянутой гильзой американца X Бердана.

...Итак, европейские армии стремились быстрее обзавестись винтовками под металлические боеприпасы, одновременно переделывая под них старые образцы. Причем модернизировали не только дульноза-рядные ружья, но и считавшиеся недавно новинками казнозарядные винтовки Линдра, Шееля и Шарпса, спроектированные под бумажный патрон.

США оказались в лучшем положении. В их армии не было массы старого оружия, поэтому военные и промышленники охотно брались за любые перспективные образцы. В том числе за магазинные винтовки...

40