Техника - молодёжи 1990-04, страница 621891) больше всего прославило изучение состава друскининкай-ских минеральных вод. Анализ вод был основным в деятельности лаборанта Московского университета Ф. Шмидта (1807—1882), а его старший коллега,член-корреспондент Петербургской АН Ф. Ф. Рейсе (1778—1852), немец по национальности, набив руку на изучении кавказских, московских и тверских источников, проявил практическую смекалку. В 1823 году он открыл в Москве заведение по приготовлению искусственных лечебных вод, опередив западноевропейских предпринимателей почти на двадцать лет. лось не только второразрядным, но и ведущим нашим химикам. В 1852 году основатель русской научной школы химиков-органиков Н. Н. Зинин (1812—1880) по высочайшему повелению был командирован для исследования минеральных вод Кавказа и лечебных грязей Крыма. Березовские минеральные воды в Харь ковской губернии исследовал в 1863 году основатель отечественной школы физико-химиков Н. Н. Бекетов (1827—1911). Но больше всех в этом отношении повезло выдающемуся композитору и ученому-химику А. П. Бородину (1833—1887): в 1858 году он установил несомненные целебные свойства минеральных вод в городе Солига-лич Костромской губернии, а через несколько лет на основании этих анализов в городе была сооружена существующая и поныне бальнеологическая лечебница. Что значит «прямо»? Широко распространена легенда. будто, определяя маршрут железной дороги между Петербургом и Москвой, император Николай I положил на принесенную ему карту линейку, черкнул по ней прямую линию и приказал: «Вести дорогу прямо!» А для пущей убедительности добавляют: встречающийся в одном месте небольшой изгиб дороги — это от того, что указательный палец его руки, которой он придерживал линейку, выступал за ее край. В действительности же дело обстояло совсем иначе. Большинство членов комитета железных дорог склонялось к тому, чтобы вести дорогу через Новгород. Царь не соглашался с ними. В конце концов он призвал к себе известного путейца, инженера-полковника П. П. Мельникова (1804—1880) и спросил, что тот об этом думает. — Дорога должна соединять две весьма населенные столицы,— ответил Павел Петрович.— Все движение, и пассажирское, и грузовое, будет сквозным. В скором времени к Москве должны примкнуть другие дороги со всех концов России, так что движение между Петербургом и Москвой разовьется в десятки раз. Государь, несправедливо обречь грядущие поколения на оплату провоза на восемьдесят лишних верст в продолжение целого века или более, пока мы не построим более короткую дорогу между двумя столицами. — Рад, что ты одного со мною мнения,— сказал царь.— Веди дорогу прямо! Таким образом, эта фраза означала — «не держаться направления через Новгород». Полвека спустя крупный инженер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский говорил: «Основное правило идеальной дороги — кратчайшее расстояние и минимальные уклоны. В этом отношении — образец, как ни странно, наша первая Николаевская железная дорога. Затем мы точно разучились строить, и Московско-Казанское общество дошло в этом отношении до обратного идеала, умудрившись накрутить между Москвой и Казанью лишних 200 верст...» Г. СМИРНОВ, инженер роза, воды и ветров, не меняя своего цвета и прозрачности. И вот что удивительно: несмотря на все трудности своего ремесла, мастера витража не были честолюбивы. Редко на их произведениях можно увидеть подпись. Впрочем, об искусстве этих художников говорит сама их работа, которая сохраняет первозданную свежесть. Г. ФРОЛОВ, инженер Кто есть кто Нет пророка и в ихнем отечестве Немецкие ракетостроители, вывезенные в США после окончания второй мировой войны для оказания помощи американцам в создании баллистической ракеты и имевшие там возможность ознакомиться с работами одного из пионеров ракетной техники Р. Годдарда, были поражены, почему Пентагон не воспользовался его богатым опытом в этой области, ведь у Годдарда было чему поучиться даже им... Роберт Хатчинс Годдард (1882—1945), ставший в 32-лет-нем возрасте профессором физики университета города Вустер, в поисках средства, способного доставить метеорологические приборы на большую высоту, обратил внимание на ракеты. Он разработал основы полета этого типа летательных аппаратов, провел испытания различных пороховых реактивных двигателей и опубликовал в 1919 году работу «Метод достижения сверхвысот», которая принесла ему известность. С 1920 года изобретатель работает уже над созданием ракетного двигателя на жидком топливе, который через три года проходит стендовые испытания. А 16 марта 1926 года в поселке Оберн (штат Массачусетс) в воздух поднимается первая в мире ракета с двигателем подобного типа. Сама конструкция была весьма своеобразной. Задумав придать ей большую устойчивость в полете, Годдард разместил двигатель не в хвосте, а в голове ракеты, подвесив его над баками с окислителем и горючим на раме из трубок. Благодаря такой компоновке место приложения тяги двигателя было значительно выше центра тяжести всей ракеты. И хотя первый полет продолжался всего 2,5 с, ЖРД доказал свое право на существование. Дальнейшая деятельность Годдарда в этой области проходила достаточно успешно. Им было построено и испытано много образцов ракет. Но военное ведомство США не заинтересовалось работами талантливого изобретателя-одиночки. Лишь во время второй мировой войны он привлекался к проектированию небольших реактивных снарядов для авиации и флота. Годдард не увидел стартов первых космических кораблей. Он умер из-за осложнений после хирургической операции. Но идеи, содержащиеся в его патентах, такие, как шарнирное крепление двигателя к ракете, регенеративное (за счет топлива) охлаждение ЖРД, подача окислителя и горючего в камеру сгорания с помощью турбонасосного агрегата, нашли широкое распространение в ракетостроении. С. ГЛУХАРЕВ, инженер Узелок на память Искусство света и тьмы Так можно было бы назвать процесс создания витражей, прообразами которых считают композиции из кусков алебастра и селенита, вставлявшиеся в оконные проемы базилик IV — V веков. В 1200—1250 годах европейские мастерские приступают к изготовлению для готических соборов витражей из цветных стекол высотой до 4—5 м и более. Действующие при парижских храмах Сен-Дени и Сен-Шапель мастерские становятся центрами витражного дела во Франции. По их образцу создаются мастерские в Англии, Германии и Италии; в последней наибольшую известность приобрели открытые во Флоренции, Сиене и Ассизи. Вначале нарезанные куски стекла вкладывали, подобно мозаике, в свинцовые сетки правильной формы. Преобладали интенсивные цвета — сине-голубые, огненно-красные, оранжевые, зеленые... Применение алмазного резца дало возможность точнее и разнообразнее резать стекло. Витраж становится тонкой кружевной мозаикой с выразительной гаммой красок и полутонов. Создаются целые картины на религиозные темы с удачной иллюзией трехмерности и богатством деталей. Техника витража превратилась в настоящее искусство. От набора сотен разноцветных стекол в сетке из свинцовых лент мастера перешли к разрисовке картины красками, которые потом спекались на поверхности стекла. Оконная живопись давалась нелегко — ведь изображение должно быть обратным. Сначала наносились предметы переднего плана, а затем «задник», окружающий фон. Ошибки не допускались, поскольку исправить их было уже невозможно. Кроме того, слой краски должен быть достаточно тонким, чтобы пропускать свет. Немалого умения требовало и приготовление красок, способных выдерживать многолетнее действие солнечного излучения, мо- |