Техника - молодёжи 1990-04, страница 65

Техника - молодёжи 1990-04, страница 65

4

Эквипотенциальные космические поселения, вращающиеся вокруг планет и астероидов: /. «Снежинка»; 2. «Карусель», 3. «Ожерелье»; 4. «Маятник»; 5. «Груша».

«Ваза» вытянута вдоль оси, соединяющей центры масс звезд, и представляет собой фигуру вращения (опять же вокруг этой оси). Вогнутые, почти сферические торцы «Вазы» и опоясывающий центральный желоб являются эквипотенциальными поверхностями. С каждого торца (если КП находится в точке Лагранжа № I, между звездами) постоянно можно наблюдать одно светило, ну а на центральном желобе — вечная ночь

У «Лекала» же эквипотенциаль

ными являются боковые поверхности. На участке, обращенном к обеим звездам, вечный день, но на большей части поверхности ни одно «солнце» не всходит, не заходит.

Космические поселения, построенные не вокруг звезд, а возле одной из планет звездной системы, обнаружить, конечно, очень трудно. Тем не менее попробуем представить, как они могут выглядеть.

«Снежинка» состоит из большого числа городов-спутников, связанных радиальными транспортными магистралями (которые могут достигать поверхности планеты). «Карусель», наоборот, собрана из городов-спутников, соединенных кольцевыми магистралями. В структуре космического поселения «Ожерелье» и радиальные, и кольцевые связки. Первым этапом создания подобной системы спутников станет «Маятник» — орбитальная станция, которая находится на стационарной орбите и связана с космическим телом (планетой или астероидом) своеобразной лифтовой трубой.

Несомненно, любопытна и «Груша» (ее можно было бы назвать также «Матрешкой», рис. 5). Она повторяет эквипотенциальную поверхность системы двух астероидов.

По здравом размышлении представляется, что астроинженерных сооружений во Вселенной (если они, конечно, есть) не так уж много. Причем их нелегко отличить от природных космических объектов. Искусственные кольца и диски можно спутать с поясами астероидов, раковину — с туманностью. Если в оболочке эквипотенциального КП типа «Кольца» или «Фонарика» сделаны отверстия, наблюдатели на Земле посчитают, что это переменная звезда. А полностью закрытое КП, поглощающее все световое излучение звезды, мы будем воспринимать как черную дыру и обнаружим его лишь по гравитационному искривлению траекторий ближайших космических тел.

Чтобы отыскать хотя бы одну космическую цивилизацию, нужно с помощью самых совершенных оптических инструментов, используя компьютерную технику, изучить все звезды, у которых могут быть планетные системы или близ которых обнаружены пылевые туманности, а также «проверить на разумность» такие астрофизические объекты, как квазары, пульсары, черные дыры и проч.

К 3-й стр. обложки

Мы привыкли к автомобилям, у которых все на привычном, на своем месте. Двигатель впереди, багажник сзади, между ними салон. Эта компоновка стала классической. Правда, приняли и «заднемо-торные» легковушки вроде нашего «Запорожца», и схему «наоборот» — двигатель сзади, багажник впереди также стали считать классической. Но ведь история знает и иные варианты...

Немногие знают, что некоторые конструкторы и мастера-самоучки прошлых лет предлагали помещать двигатель прямо на переднем колесе. В таком случае непосредственное соседство мотора и ведущего колеса позволяло сделать весь узел компактнее и максимально упростить трансмиссию. Заметим, что на заре автомобилизма таких конструкций было немало. В основном к ним относились легкие и дешевые трехколесные сайклкары, у которых два задних колеса поддерживали пассажирскую часть, а спереди располагалось единственное ведущее и управляемое, а на нем мотоциклетный двигатель, трансмиссия, топливный бак и другие приспособления. Управлять таким блоком было достаточно просто, поворачивая длинный рычаг.

Именно такая схема была применена создателем самого первого самодвижущегося экипажа, французом Николя Кюньо. Изготовленный им в 1769 году самоход имел силовой агрегат с огромным паровым котлом на переднем колесе, а два задних несли грузовую платформу (1).

Со временем схема Кюньо стала характерной для легковушек, рассчитанных на 2—3 человека и особенно популярных в 10—20-х годах. Пример тому — немецкий «Цикло-нет» образца 1913 года (2) с двухцилиндровым, четырехтактным двигателем рабочим объемом 700 см3 на переднем колесе. Правда, оно получилось перетяжеленным, не обеспечивало должного тягового усилия, управление вышло весьма неточным.

Однако конструкторов не удовлетворил и столь компактный силовой блок. В самом деле, почему бы не соорудить нечто компактнее, в частности уместив мотор в само колесо? Тем более что технически эту проблему давно решили создатели мотоциклов, выпустив ряд одноколейных машин с особым звездообразным мотором внутри колеса. И вот австрийский инже

62