Техника - молодёжи 1990-11, страница 38

Техника - молодёжи 1990-11, страница 38

Обычно сильный и мощный поток прижимает гибкие лепестки венозных клапанов к стенкам. Частично открытые клапаны уменьшают диаметр вены, стесняют и уплотняют поток; его скорость увеличивается. Однако, пройдя узость и вырвавшись в широкое русло, поток резко снижает ско-___#астъ, а вокруг клапанных перемычек образуются локальные завихрения, которые отрываются от основного потока и существуют самостоятельно, вращаясь в застойной зоне позади клапана.

скорость, а вокруг клапанных перемычек образуются локальные завихрения. Эти вихри напоминают вращающиеся кольца табач

Вокруг ленинградской дамбы до сих пор не утихают споры: призванная защитить город от регулярных наводнений, она лишний раз подтвердила то, насколько все взаимосвязано в экологии. После возведения дамбы выяснилось, что разрушительные невские наводнения так же необходимы гидросистеме Ладожского озера, как и генеральная уборка любой квартире. Ветер с Финского залива создавал в устье Невы мощный противоток—нагонял морскую воду, которая смешивалась со стоком

ного дыма, которые выпускает курильщик. Но если табачный дым быстро рассеивается, то кровяные вихри отрываются от основного потока и существуют самостоятельно, вращаясь в застойной зоне позади клапана. Сюда попадают частицы крови, двигавшиеся около стенок сосуда, и начинают активно сталкиваться друг с другом. Так создаются условия для возникновения тромба. Здесь он зарождается и растет.

В артериях, где, в отличие от вен, нет клапанов, тромб образуется иначе. Сердце порциями выталкивает кровь из желудочков в аорту У ^молодых людей артерии, как правило, эластичные и эта пульсация отчасти сглаживается. С возрастом сосуды «деревенеют» и гидравлическое «цунами» от сердечной мышцы доходит до самых отдаленных капилляров. Эта волна создает завихрения в местах разветвления артерий. И сколь бы ни были слабы возникающие вихри, со временем они повреждают

Ладоги, промывала реку и Невскую губу от илистых наносов. Без этих систематических чисток вся гидросистема Ладоги оказалась под угрозой гибели.

Но даже после того, как дорогостоящий натурный эксперимент позволил гидрологам лучше понять тонкий механизм «самолечения» речной системы, никто бы не смог предположить, что подобные процессы происходят и в кровеносной системе человека (правда, с другим результатом). По крайней мере, такое сравнение

стенку сосуда: известно ведь — капля камень точит. На внутренней поверхности артерии образуется ямочка — здесь начинают откладываться жировые молекулы, прежде всего холестерин,— возникает атеросклероз. Растущие жировые бляшки сами затрудняют нормальный ток крови и приводят к образованию тромбов по уже знакомому механизму.

Конечно, о том, что в кровеносных сосудах возможны изменения гидродинамического режима, ученые знали давно. Однако до сих пор считалось, что процессы образования тромбов и свертывания крови одинаковы — протекают медленно, а значит и гидродинамический режим не имеет решающего значения. Теперь же стало ясно, что тромб образуется быстро и именно за счет изменения гидродинамики. А это значит, что новые поиски, где исследователи учтут неизвестный доселе фактор, могут подсказать путь к лечению инфаркта и инсульта.

вряд ли приходило в голову молодым исследователям с кафедры урологии 2-го Московского мединститута Михаилу Корякину и Андрею Акопяну, когда они брались за изучение механизмов мужского бесплодия и почечной ги-пертензии (повышения кровяного давления) в организме человека.

О связи мужского бесплодия с заболеванием левого семенника (левостороннего варикоцеле) было известно еще в начале века. Существовало около 80 вариантов операций по лечению варикоцеле. В конце концов урологи всего мира приняли за основу разработанную в 1922 году методику аргентинского хирурга О. Иваниссеви-ча. Он перевязывал одну из вен в забрюшинном пространстве — операция проще удаления аппендицита. Результаты внушали оптимизм—казалось, бесплодие отступило. Но вскоре выяснилось, что этот метод помогает в одном случае из трех.

Вскоре эндокринологи установили, что определенные гормоны надпочечников — прогестерон и кортизол — угнетают детородные органы. Правда, никто не мог объяснить, как могут гормоны надпочечника проникнуть к семенникам, минуя печень, где лю-

Проведенные в последние годы исследования немецких специалистов из Аахена были сосредоточены на поведении кровяного потока в конкретных участках вен и артерий. Если рискнуть провести аналогии с городским водопроводом, то речь шла бы об известковых отложениях в трубах. Это, так сказать, микроуровень.

А вот советские медики А. С. Акопян, М. В. Корякин и их руководитель профессор Е. Б. Мазо рассматривали кровеносную систему как некий взаимосвязанный комплекс жизнеобеспечения на предприятии под названием «Человек». И здесь уже поиски велись на макроуровне, который включает и «насосы», и «фильтры», и «трубопроводы».

Как спастись от наводнений?

36