Техника - молодёжи 1990-11, страница 41

Техника - молодёжи 1990-11, страница 41

НИНДЗЯ... КОТОРЫХ НЕТ?

Кто же пробрался по лабиринту замковых покоев, умертвил его обитателей, да так, что ни один из опытных воинов не поднял тревогу? Тогда эта загадка осталась неразгаданной.

Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был не удивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитающих в подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом...

Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сегуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса.-Авангард охраны скрылся за поворотом, следом — Сегуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина — на лошадях сидели два воина... без голов. Сам же самурай исчез, а его лошадь в испуге задирала морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя, которых еще называют разведчиками-невидимками, специалистами по тайным убийствам, шпионами, не оставляющими следов, средневековыми лазутчиками. Однако правильный перевод более прост и емок —«терпеливые», а учение, которое они практиковали,— ниндзю-цу — переводится как искусство быть терпеливым. Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

...Лунная ночь. На мшистой скале небольшая буддийская кумирня. Человек, закутанный с головы до ног в плащ, приоткрывает узкую дверь, входит внутрь, приближается к статуе Будды, лицо которого за'стыло с насмешливо-загадочной улыбкой. Человек возжигает благовония, произносит имя своего врага и молит Будду об отмщении. Затем он кладет в небольшое углубление перед статуей деньги или золотые украшения и незаметно выскальзывает наружу. Через несколько дней его соперник будет убит. А если нет, то напрасно ждать покушения — Будде пока не угодна смерть. Надо искать другую кумирню и все повторять заново. Эти кумирни принадлежали одному из «кланов смерти»— ниндзя, которые таким скрытым образом общались со своими клиентами и заключали с ними договора об убийствах.

Похоже, не все в этих историях выдумки Нечто подобное происходило

совсем недавно. Во время американс-кбй оккупации Японии контрразведка Страны восходящего солнца наняла особую группу людей, тренировавшихся по системе ниндзя. Они должны были ликвидировать командующего американскими войсками в Японии генерала Дугласа. Лишь великолепная система охраны сорвала покушение.

Есть данные, что и американские спецслужбы, в свою очередь, стали активно использовать опыт слежки и тайных убийств ниндзя. Например, в мае 1980 года -посольство Ирана в Лондоне захватила группа иранских террористов. Они требовали от аятоллы Хомейни отпустить 91 политического заключенного и независимость одного из регионов страны. Террористы заявили, что если их ультиматум не примут, они будут казнить по одному заложнику каждые полчаса. Положение стало критическим после убийства двоих. Говорят, для штурма посольства использовалось подразделение Специальной воздушной службы, бойцы которого были одеты в черные костюмы с закрытыми лицами — униформу ниндзя. Род Дункан — один из лучших американских специалистов по ниндзюцу — признал в действиях этого подразделения почерк ниндзя. В ходе стремительной атаки три террориста были убиты, остальные даже не успели оказать сопротивление. Вся операция, проведенная почти бесшумно, заняла лишь несколько минут.

Вообще если раньше о принадлежности к клану ниндзя говорить было не принято, даже опасно, то сейчас сотни западных секций ниндзюцу зазывают к себе учеников. Ниндзя (хотя бы по названию) сегодня может стать почти каждый. В журналах широко рекламируется их униформа: темные обтягивающие костюмы, маски, закрывающие нижнюю половину лица, особые «когти» на руки и ноги, позволяющие лазать по практически гладким поверхностям, метательные звезды-сюрикены, короткие и длинные мечи, цепи, боевые серпы и многое другое. Нетрудно купить и общедоступные учебники, в которых описано все — начиная от способов передвижений до использования особых комбинаций пальцев, устанавливающих в теле человека свободный ток жизненной энергии ки (китайское—ци). Патриарх американских ниндзя Стивен Хейс издает многотомное пособие по технике ниндзюцу. Всплеск интереса к этому загадочному боевому искусству подстегнули и многочисленные фильмы с участием Се Косюги —«Месть ниндзя», «Нинд-зя-убийца» и т. д.

И у нас появились доморощенные ниндзя — довольно неумелое копирование образов, созданных на экране Се Косюги,— демонстрирующие забавную смесь из приемов каратэ, любительского у-шу и собственной фантазии.

Однако есть малоприметный факт, затерявшийся среди душераздирающих

историй о ниндзя. Дело в том, что в документах японского средневековья... нет никаких упоминаний о ниндзя! А ведь по всем многочисленным рассказам именно на этот период приходится пик их активности... Попробуем разобраться, были ли ниндзя вообще, а если они действительно существовали, то какие. Чем они занимались, ради чего пускались в опасные авантюры?

В середине 1970-х годов японец Ма-сааки Хацуми публично заявил, что он является преемником в 34-м поколении и руководителем одной из последних оставшихся школ ниндзюцу — Тога-курэ-рю. Даже в Японии не многие в то время слышали о таком боевом искусстве, и, вероятно, Хацуми не рассчитывал на широкую популярность.

Американский энтузиаст восточных единоборств Стив Хейс, узнав о необычной системе, приехал в город Нода, где преподавал Хацуми, чтобы стать его учеником. Японца заинтересовал первый американец, явившийся в его школу, и вскоре Хейс — единственный западный человек в школе ниндзюцу — получил звание «утидэси»— личного ученика в доме наставника. Система Тогакурэ-рю не была некой застывшей глыбой традиций или каноническим набором приемов, она постоянно изменялась самим Хацуми и его ближайшими учениками. Хейс изучал приемы рукопашного боя, взятые в основном из арсенала каратэ; искусство владения мечом, алебардой, пикой, любыми подручными средствами, которые в руках опытного мастера становились эффективным оружием,— палочками для еды, обрывками веревки, заточенными монетами, иглами и многим другим.

Вернувшись в США, Хейс стал преподавать освоенное искусство. Появились публикации, где он был назван «первым американским ниндзя». Именно с его слов Запад впервые узнал о ниндзюцу — о его истории, философии, структуре, технике и целях. Узнал и безоговорочно поверил, как в рациональное зерно системы, так и в многочисленные выдумки.

Расцвет современного ниндзюцу пришелся на начало 80-х годов, когда интерес к каратэ стал понемногу спадать — во многих европейских странах осознали, что оно стало спортом высших достижений со всей сопутствующей атрибутикой: чемпионатами мира и Европы, сборами и семинарами, методикой спортивной подготовки. Тогда явилось «искусство терпеливых», далекое от соревнований, полное загадок и мистики.

Патриарх Хацуми считает, что истинное ниндзюцу — это гармоничное развитие духовного и физического начал в человеке, раскрытие его безграничных возможностей. Но если обретение физической силы и выносливости, а также общих боевых навыков доступно практически всем, то духовный аспект ниндзюцу может открыться лишь тем, в ком сочетаются врожденные таланты,

39