Техника - молодёжи 1990-11, страница 42

Техника - молодёжи 1990-11, страница 42

преданность делу, терпение и уважение к учителю.

Современное обучение в школе Тога-курэ-рю включает 8 частей: бой без оружия; прыжки; бой с помощью деревянной палки; использование холодного оружия и броски; бой с помощью цепи и меча; освобождение от пут и проникновение в закрытые помещения; искусство маскировки и, наконец, военная стратегия. Все обучение разбито на три уровня. На первом осваиваются простейшие методы боя «голыми руками», развиваются основные группы мышц и сухожилий. Будущие ниндзя приобретают особую гибкость, прыгучесть. Тренировки с самого начала крайне суровы, и многие новички не выдерживают нагрузок. Они учатся падать на жесткий пол, проползать по-пластунски большие расстояния. Опытный ниндзя, как гласят устные предания, мог преодолеть за день до 300 км. Их учат бесшумно двигаться и ускользать от засад. Это уровень подготовки генина — разведчика и бойца, овладевшего всеми базовыми навыками. Согласно легендам, тренировки ребенка начинались с момента его рождения (хотя, вероятнее, с 5—6 лет). К 14—15 годам подросток мог стать уже зрелым генином.

Второй уровень соответствует определенному развитию психических способностей и называется тюнин. Ниндзя должен различать 5 душевных состояний (го дзе) своих противников: тщеславие, трусость, горячность, леность, мягкотелость и использовать 5 желаний (го йоку): голод, секс, удовольствие, жадность, гордыню. Опытный боец, зная природу этих чувств, оборачивает их против соперника. Тюнин уже может преподавать базовую технику. «Учитесь чувствовать»,— говорят наставники обучающимся на втором уровне. Как может ниндзя, достигший его, избежать опасности, поджидающей в пути? Вступит в поединок? Устроит ловушку сопернику? Нет, он просто не выйдет из дому, почувствовав неладное. Победа приходит без боя...

Достигший третьего — высшего уровня — зовется дзенин. Он преемствует сам дух «великого учения терпеливых». Ему известны 9 тайных ступеней к просветлению. Каждой из них соответствует свое мистическое переплетение пальцев и особый звук, позволяющие сочетать духовную энергию человека и универсальный разум Неба.

Считается, что истинный ниндзя не только блестящий боец, способный бесшумно устранить своего соперника, уйти от погони, парализовать конечность нападающего одним касанием, но и мудрец, осознающий свою жизнь как акт высокого творчества. Например, Масааки Хацуми — прекрасный каллиграф и знаток классической японской поэзии. Признаемся, это не очень вяжется с образом ниндзя, известным из кинобоевиков и бульварных брошюр.

Такова единственная известная в ми

ре школа ниндзюцу Тогакурэ-рю, заявившая о себе совсем недавно и, увы, не стремящаяся подтвердить свою древнюю историю какими-либо источниками. Однако факт остается фактом, в ней готовятся умелые и духовно развитые современные ниндзя. Интересно, похожи ли они на своих давних предшественников?

ЧЕМ ДРЕВНЕЕ, ТЕМ ИСТИННЕЕ?

Многие исследователи связывают возникновение ниндзюцу с китайскими боевыми искусствами. Действительно, они оказали решающее влияние на формирование каратэ и некоторых других видов восточных единоборств. В у-шу существуют особые разделы ударов и воздействия на активные точки, способные привести к смерти, обмороку или частичной парализации противника. Практиковалось в Поднебесной и применение всех подручных средств в качестве оружия.

...В 1620 году в город Эдо (сегодняшний Токио) приехал из Китая знаток философии, каллиграфии, мастер у-шу Чэнь Юаньюнь (1587—1671). Долгое время он обучался в Шаолинь-ском монастыре в Хэнани, однако, приехав в Японию, никого не посвящал в свое боевое искусство. Китаец поселился в небольшом монастыре Коку-сеги, почти все время проводил в затворнических раздумьях и чтении старых книг. Лишь изредка он выходил из дома, чтобы дать уроки каллиграфии и конфуцианской философии придворной знати и самому сегуну (князю).

Так прошло 5 лет. Но однажды вечером Чэнь Юаньюнь возвращался от правителя Эдо после очередных занятий. Он мерно вышагивал по улицам пустынной столицы, погруженный в свои мысли. За ним следовала охрана — три воина, каждый из которых был вооружен двумя мечами. Внезапно небольшой отряд атаковали бандиты с палками, ножами, короткими мечами в руках. Охрана была тут же обезоружена. И вдруг доселе невозмутимый философ сделал несколько хитроумных передвижений, и двое нападающих лишились оружия. Бандиты оторопели, даже не поняв, каким образом монах выбрался из плотного окружения. Увидев, что еще один разбойник корчится от боли, нападающие рассеялись.

Чэнь, не проронив ни слова, пошел дальше, а пристыженные воины последовали за ним. Они стали упрашивать философа показать им его необыкновенное искусство, но тот хранил молчание. Они прождали всю ночь перед воротами монастыря. Наконец Чэнь, видя искренность их помыслов, согласился, предупредив, что его искусство не для слабых душ. Одного из воинов он обучал броскам шуайцзяо, другого — заломам, захватам и удушениям, третьего — ударам по жизненно важ

ным точкам. Легенда гласит, что соединение всех трех стилей стало основанием некоторых школ ниндзюцу.

И все же в Китае прямого аналога ниндзюцу не было. Скорее всего корни надо искать в самой Японии, хотя, безусловно, не обошлось без китайского влияния.

Японские версии утверждают, что ниндзюцу зародилось в Стране восходящего солнца в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Конечно, было бы приятно считать, что «искусство терпеливых» имеет столь глубокие корни, но это, пожалуй, вымысел. Во-первых, в известных хрониках того периода мы не найдем даже косвенных указаний на ниндзюцу. Во-вторых, надо помнить о специфике Востока. В Китае и Японии считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

Уже с VI—VII веков в Японии было известно многое, чти впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например, изготовление и использование ядов, бой подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-всины — ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

С усилением централизованной власти в VII—VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Устные традиции передают, что именно тогда возникла первая школа ниндзюцу — Ига. Она образовалась недалеко от Киото и принадлежала клану Хат-тори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хояина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое «духовность».

К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи еще с большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не несу

40