Техника - молодёжи 1990-11, страница 39

Техника - молодёжи 1990-11, страница 39

бые избыточные концентрации гормонов снижаются до нормального уровня. В 50-х годах операцию Иваниссевича пробовали дополнить гормональной терапией, но попытки оказались малоуспешными. Каждый двадцатый взрослый мужчина в наши дни по-прежнему страдает бесплодием. Из этой двадцатой части «сильного пола» 40% (20—25 млн., по оценкам урологов) стали бесплодными из-за варикозного расширения вен левого семенного канатика —левостороннего варикоцеле. Проблема эта настолько актуальна, что Всемирная организация здравоохранения внесла ее в число приоритетных медицинских исследований.

Изучая динамику выделения гормонов, М. Корякин и А. Акопян вводили катетер в левую почечную вену и отбирали пробы крови. Чтобы документально зафиксировать места отбора проб, через катетер впрыскивалось контрастное вещество. Довольно скоро они заметили: в больном организме «контраст» распределяется иначе, чем в здоровом — судя по всему, в центральной вене левого надпочечника возникает противоток крови.

Ученым «помогло» то, что процедура введения катетера весьма неудобна — пока попадаешь в нужную точку сосудистого лабиринта, намучаешься. Тут уж, если оказался где надо, стараешься выполнить весь возможный комплекс замеров. В частности, когда стали измерять количество гормонов и венозное давление при разном положении тела, выяснилось: стоит лежавшему пациенту встать, как венозное давление в почечной вене резко подскакивает. Ситуация, аналогичная невским наводнениям, с тем уточнением, что роль «ветра с Финского залива» выполняет напряжение мышц живота, которые сдавливают сосуды, повышая давление. Кровяной «прибой» ударяет по надпочечнику, который насыщает его гормонами. За «приливом» следует «отраженная волна», которая по центральной вене надпочечника докатывается и до семенников (правого и левого), принося им избыточные гормоны. Ну, а дальше болезнь развивается обычным порядком: прогестерон и кортизол препятствуют появлению здоровых спер

матозоидов.

Примерно по такому же механизму в кровь, минуя природный фильтр — печень, попадает и другой гормон надпочечника — аль-дестерон. Он, правда, не имеет никакого отношения к бесплодию, зато активно удерживает в крови ионы натрия. Те, в свою очередь, связывают воду, повышая внутриклеточное и кровяное давление (многие, наверное, замечали, что, наевшись вечером соленого, утром встают с отекшим лицом — натрий связал в тканях избыточную воду).

Высокое артериальное давле- . ние — беда всех гипертоников — одна из причин возникновения атеросклероза, инсульта, инфаркта миокарда. В нашем веке гипертония с ее последствиями становится первой причиной смертности. Ее недаром называют «невидимым убийцей» и «самой человеческой» из всех болезней. Повышенное артериальное давление наблюдается у каждого человеку старше 40 лет.

После того как в 1989 году ученым стал ясен механизм проникновения в кровь избыточных гормонов, они смогли разработать новую методику лечения. В вену через катетер вводится электрокоагулятор—слабый разряд тока, и сосуд прочно запаян (при гипертонии—два сосуда, как изображено на рисунке). Исчезает возможность непредвиденных гормональных «наводнений» в кровеносной системе. Гормоны из надпочечника поступают в печень. Здесь они связываются до неактивной dboDMbi — равновесие в ор-

Кровяной «прибой» ударяет по надпочечнику, который насыщает его гормонами. За «приливом» следует «отраженная волна», которая по центральной вене надпочечника докатывается и до семенников (правого и левого), принося им избыточные гормоны.

Бесплодие развивается только на фоне изменяющейся гемодинамики в левом надпочечнике.

В вену через катетер вводится электрокоагулятор—слабый разряд тока, и сосуд прочно запаян (при гипертонии — два сосуда, как изображено внизу). Исчезает возможность непредвиденных гормональных «наводнений» в кровеносной системе. Гормоны из надпочечника поступают в печень. Здесь они связываются до неактивной формы — равновесие в организме восстановлено.

ганизме восстановлено. Вся операция длится полчаса под местной анестезией. Пациент находится в клинике от силы 2—3 дня. (Более подробный материал об этой операции опубликован в специализированном журнале «Терапевтический архив», № 10, 1990 год.)

Можно сказать, что медики сумели правильно оценить негативный опыт гидростроителей и научились лечить болезнь с минимальным вмешательством в «экосистему организма». Может быть, придет время и гидростроители позаимствуют что-нибудь полезное из медицины?

От редакции. Когда материал готовился к печати, мы узнали, что работы по лечению бесплодия и гипертонии в Первой градской больнице, где расположена кафедра урологии 2-го Московского, мединститута, скорее всего будут прекращены, вернее сказать, запрещены! Да что там будут! Уже запрещены постановлением санэпидемстанции Октябрьского района города Москвы.

Оказалось, что старый рентгеновский аппарат, на котором выполнены исследовательские работы, в 300 (!) раз превышает допустимые дозы облучения. А другого, подходящего для таких операций« в урологическом отделении нет. И вряд ли скоро появится, потому что на покупку нового аппарата нужна валюта. А ее, как известно, у наших врачей нет.

37