Техника - молодёжи 1990-11, страница 65

Техника - молодёжи 1990-11, страница 65

Николай АЛЕКСАХИН,

кандидат педагогических наук

«Потешный» промысел

вато. А ларчик просто открывается — игрушки посадские делали из... бумаги, вернее из папье-маше (в переводе с французского — «жеваная бумага»). И хотя этот материал был известен весьма широко, в Сергиевом Посаде он обрел «вторую молодость», послужил для создания особого «игрушечного» мира, глубоко национальное.

Как предполагают историки, уже в XVI веке сергиеЕкжие кустари изготовляли резную игрушку. По •местным преданиям, все началось будто с глухонемого мастера по прозвищу Татыга. Однажды он вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лаежу купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и всякой прочей надобностью. Кукла оказалась хорошей рекламой, и скоро на нее нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец, сделал Таты-ге заказ на резные деревянные куклы. А тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей, ремесло это переняли другие мастеровитые жители, так и укоренился «потешный» промысел.

А в начале прошло-го века додумались обклеивать затейные формы из дерева кусочками бумаги и извлекать назад форму — то есть тиражировать трудоемкие деревянные фигурки. И тогда производство игрушек в Сергиевом Посаде приобрело небывалый по тем временам массовый характер.

Делали игрушки с помощью готовых деревянных моделей — болва-шек. Расскажу о самом простом способе, им спервоначалу и пользовались посадские мастера. Допустим, выточили вы из дерева курочку (рис. 9). Нарезали мягкой, рыхлой бумаги (хотя бы газетной), намочили ее и аккуратно, накладывая друг на друга кусочки, словно рыбьи чешуйки, покрыли ими всю

фигурку. Затем намазали слой бумаги клеем, и снова такой же слой наложили. 3—4 раза повторили обклеивание и оставили работу просушиться. Когда заготовка высохла, разрезали ее вдоль, разъединили части будущей игрушки, болвашку вынули, а половинки склеили, аккуратно и точно, чтобы получилось единое целое. Потом фигурку покрыли в несколько слоев белой краской (к примеру, гуашью) и вновь просушили. После шкурочкой тщательно отшлифовали-отшкурили, пока гладенькой не стала. Взяли кисти и расписали ее сочно, ярко, да еще лаком покрыли.

Кстати, эта технология описана в знакомом всем с детства стихотворении Владимира Маяковскою «Конь-огонь».

Игрушки из папье-маше можно делать и иначе, правда, это несколько сложнее. Бумажные отходы размельчают, залигзают водой, дают размокнуть в течение суток. Затем кипятят до тех пор, пока всё не превратится в киселеобразную однородную массу. Ее отжимают в руках небольшими комками, сушат и совершенно сухими растирают на мелкой терке. Бумажную «муку» размешивают в воде с добавлением жидкого столярного клея. (Эти основные компоненты можно комбинировать с различными наполнителями: мелом, глиной, мелкими древесными опилками...) Полученное тесто раскатывают скалкой в листы. Тут уже удобнее пользоваться гипсовой формой, которую предварительно смазывают вазелином или маслом. Кладут лист и обжимают его. Когда находящаяся в фюрме половина игрушки подсохнет, ее вынимают и сушат в теплом месте.

Изготовлением игрушек из папье-маше в Сергиевом Посаде занимались семьями. Каждый, и стар, и млад, выполнял работу и по уме

нию, и по душе. Вроде и прост процесс, но довольно трудоемок, требует аккуратности, старания. Что же касается болвашек, то их по специальным заказам резали в Посаде лучшие мастера — Ф. Чел-панов, Рыжовы. Так, модели потомственного мастера Н. И. Рыжова долгое время служили на Загорской фабрике игрушек и культтоваров эталоном для изготовления коней. Наверное, и того, о котором писал Маяковский, делали по модели Рыжова...

Сохранилась в загорском музее болвашка «Скрипач» (рис. 10). Думаю, эту работу посадского резчика нельзя не назвать истинным шедевром народного искусства. Резец мастера не только искусно обозначил одежду и ее складки, а подобно живописным мазкам придал музыканту одухотворенность, индивидуальное своеобразие. В лице его неуловимо притаилась грустная, почти трагическая улыбка.

Ну а движение, звук — каким образом одаривали ими свои игрушки посадские умельцы? Выручала природная смекалка и простейшие приспособления — планки, качалы, свинцовые грузики, меха, колесики с кривошипами, рычажки, валики с лопастями и т. п.

Вот простейший вариант. Мужичок-разносчик качает головой (рис. 1) —помогает обычная пружинка. Няня с люлькой (рис. 2) — это уже игрушка на подставке — ящичке, внутри которого и скрыты все «секреты». К деревянному рычажку, насаженному на ось, привязана нить. Надавите на него, нить дернется — люлька закачается. Такой же рычаг и нить — в барабанщике, восседающем на медведе (рис. 4). Здесь небольшое новшество — руки куклы свободно движутся на оси. Как и руки другого барабанщика — солдата (рис. 7). У него управляющие нити привязаны к изогнутой проволочке, спрятанной в подставке, наружу же выходит рукоятка, которую можно крутить, словно ручку шарманки.

Забавная фигурка франта в клетчатом пиджаке (рис. 3) снимает и надевает шляпу. Кукла-солдатик бьет в барабан, рычажка и рукоятки нет (рис. 8). Какие механизмы в них скрыты? Попробуйте сообразить.

Затейлива и проста по конструкции игрушка-каталка «мужик-дрессировщик» (рис. 11). Вращательное движение колес преобразуется в поступательное, и баран, за-

63