Техника - молодёжи 1991-01, страница 59

Техника - молодёжи 1991-01, страница 59

Однажды..

Одинаковое воздействие

Как-то раз немецкого химика-органика, лауреата Нобелевской премии Эмиля Фишера (1852— 1919) встретил на прогулке писатель Герман Зудерман (1857— 1928).

— Дорогой профессор! — воскликнул он.— Как я благодарен вам за ваш чудодейственный препарат веронал. Он действует на меня безотказно. Мне даже не нужно глотать его, достаточно увидеть на ночном столике — и я засыпаю как убитый!

Нет, не все!

Дождь наград и почетных званий, обрушившийся на советского математика В. М. Глушкова (1923—1982), ошеломил некоторых его коллег. В 1968 году после присуждения ему Государственной премии СССР один из них, встретив Глушкова, завистливо сказал:

— Ну и везет же вам, Виктор Михайлович! В 45 лет вы и директор института, и академик, и лауреат Ленинской премии, а вот теперь еще и Государственной. Кажется, вы обладатель всех мыслимых наград...

Нет! — сразу же среагировал Глушков.— А Герой Социалистического Труда?

Как известно, через год он был удостоен этого звания.

— Какое удивительное совпадение! — поразился Фишер.— На меня точно такое же действие оказывает ваш роман. Мне даже не нужно читать его, достаточно увидеть, что он лежит на ночном столике,— и я уже сплю!

Одна цифирь

Чего мы не знаем о самих себе

— Всего содержащегося в нашем организме железа хватило бы на изготовление одного-един-ственного винтика от дамских часов.

— Мозгу достаточно всего 1/20 секунды, чтобы точно распознать образ, зафиксированный глазом в общих чертах.

— После минутного пребывания в темноте чувствительность глаза к свету возрастает в 10 раз, через 20 минут — в 6 тыс. раз, через 40 минут — в 25 тыс. раз. Ночью человек может увидеть свет горящей свечи на расстоянии 20 км!

В нашем глазу столько анализаторов и рецепторов, что его вполне можно считать частью головного мозга.

— Каждую секунду в головном мозгу происходит около 100 тыс. химических реакций. Сеть нейронов мозга в 1400 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Скорость биосигналов в нейронах может достигать 400 км/ч.

— На 1 см2 человеческой ко

жи приходится 100 потовых и 12 сальных желез, 4 м нервных волокон, более 150 нервных окончаний и около I м кровеносных сосудов.

Общая площадь рецепторов, реагирующих на запахи, у человека составляет 5 см2, у собаки —65 см2, а у акулы — 155 см2.

— Наш мозг состоит из 20 млрд. нервных клеток и способен ежедневно запомнить 86 млн. бит информации. К концу жизни наша память может хранить около 100 трлн. бит информации — цифра, о которой пока даже не мечтают разработчики компьютерной техники.

Г. АРНАУДОВ

Досье эрудита

Лунное общество

В 1766 году в Бирмингеме был создан и функционировал весьма своеобразный кружок интеллектуалов, известный в истории под названием «Лунное общество». В него входило 13 членов, но собирались они не более десяти одновременно и только при полнолунии — причем заседали строго с 14.00 до 20.00, впрочем, не скупясь на еду и напитки. Свой кружок они именовали Домом Соломона — так назывался научно-технический центр в утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида», а себя — лунатиками или «торговцами света». Поскольку они не вели протоколов, многие их решения так и остались тайной.

Душой общества был Метью Болтон, богатый промышленник с непреодолимой тягой к естествознанию. Достаточно сказать, что ему принадлежат исследования с лейденской банкой, проведенные совместно с Бенджамином Франклином (в то время он являлся представителем американских колоний в Лондоне).

Другим основателем общества был Уильям Смолл, профессор натурфилософии. Следует заметить, что он, будучи математиком, изучал медицину и получил степень магистра. Его учеником был Томас Джефферсон, третий президент США, который в своих воспоминаниях признается: «Из бесед со Смол-лом я выработал свои первые убеждения о развитии науки».

Еще одним инициатором общества был врач, натуралист и поэт Эразм Дарвин, который за полвека до своего знаменитого внука, Чарлза Дарвина, в труде «Зоономия» высказал идею об изменчивости видов.

Метью Болтон был одним из тех, кому тогдашняя Англия была обязана своим званием «мастерской мира». На его заводах строились всевозможные машины, новые идеи проверялись в прекрасно оснащенных мастерских, где работали первоклассные механики... и в их числе Джеймс Уатт, тоже член «Лунного общества». Этот талантливый изобретатель получил патент на универсальный тепловой двигатель, и вскоре была основана первая в мире компания по производству паровых машин «Болтон энд Уатт».

В этой компании работал механиком и другой член общества — Уильям Мердок, названный Вальтером Скоттом «безумцем, который хотел осветить Лондон дымом». Но подобное обвинение выглядит смешно, если вспомнить, что Мердок первым произвел сухую перегонку каменного угля и применил полученный газ для освещения.

Остановимся вкратце еще на некоторых членах «Лунного об

щества». Джон Уилкинсон открыл метод литья железных труб, построил первый в мире чугунный мост и первый в мире железный корабль, разработал токарный станок для точного растачивания цилиндров, изобрел первый паровой кузнечный пресс и т. д.

Джозайя Уэджвуд, тесть Эразма Дарвина, изобрел высококачественные фаянсовые массы (кремовую, «базальтовую», «яшмовую»), из которых изготовлялись художественные сосуды разных цветов с рельефными фигурками и украшениями в античном духе. Он заложил и основы дилатометрии (раздел физики, изучающий зависимость изменения размеров тел от воздействия внешних факторов).

Бесспорно, самым выдающимся среди членов «Лунного общества» был Джозеф Пристли. Хотя и богослов по образованию и священник по профессии, он был избран в Лондонское Королевское общество за свои исследования электрических явлений, доказав, что сила взаимодействия обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами. Позднее Пристли открыл кислород, получил хлористый водород и аммиак, а также показал, что зеленые растения «исправляют» воздух, испорченный дыханием.

Политические взгляды членов «Лунного общества» носили явно прогрессивный характер. Когда грянула Великая французская революция, они начали рассылать воззвания в поддержку ее, что вызвало сильный гнев реакционеров в Бирмингеме. Кстати, это и послужило поводом для его разгона. 14 июля 1791 года, в день второй годовщины взятия Бастилии, почти все члены общества собрались в местном кафетерии отпраздновать юбилей, но на них напала толпа разъяренных фанатиков, особенно жаждавшая расправиться с Пристли, который, к счастью, еще не приехал на встречу. Извещенный о грозившей беде, он успел скрыться, а разочарованная толпа разгромила и подожгла его лабораторию. При этом погибли все труды ученого, плод 20-летних исследований. Фанатики попытались наброситься и на тех, кто был в кафетерии, но получили достойный отпор со стороны вооруженных рабочих, вызванных Уаттом и Болтоном со своей фабрики.

Пристли эмигрировал в США. Свой последний труд «Опыты для получения воздуха из воды» он посвятил друзьям и соратникам из «Лунного общества».

Так закончилась история этого своеобразного кружка талантливых учены:-; и конструкторов, сделавших немало для промышленной революции и прогресса не только Великобритании, но и всего человечества.

Подготовил М. ФИЛОНОВ

г. Брянск