Техника - молодёжи 1991-03, страница 18

Техника - молодёжи 1991-03, страница 18

Десять лучших компьютеров последнего десятилетия. (Объем мировых продаж за 1978—1988 гг., в млн. штук)

1. Commodore С64

2. IBM PC,PC XT

3. Apple II, IIC, HE, IIGS

4. Sharp 12XX, 13XX, 15XX, 16XX

5. Commodore C128

6. Commodore Vic-20

7. Apple Mac. Mac Plus, MacSE

8. Texas Instruments 99/4A

9. Sinclar ZX80,81

10. Tandy TRS-80 Color Computer

После опубликования игрового сценария «Sokoban» («Таскать — не перетаскать», «ТМ» № 4/90) редакция начала получать письма с просьбой опубликовать программу, а через некоторое время появились и первые самостоятельные разработки наших читателей.

Анализируя полученные материалы, творческий коллектив Клуба электронных игр отметил два основных направления, по которым устремилась алгоритмическая мысль наших читателей.

Наиболее многочисленные решения поставленной задачи основываются на алгоритме, который был намечен в нашей первой публикации. Суть этого алгоритма удачно изобразил в блок-схеме ученик 11-го класса Андрей Зиновьев из города Красноярска («Ата-ри»). Мы приводим сокращенный

7,280 4,577 4,487 4,055 4,003 2,246 2,063 2,053 1,790 1,754

вариант его блок-схемы:

1. Подготовить массив 20 *20;

2. Читать из DATA в массив;

3. Рисовать на экран в соответствии с массивом;

4. Процедура «ХОД» (с проверками хода);

5. Переход к 3-му блоку;

6. Блоки этажей.

Одними из первых прислали разработки по этому алгоритму Олег Афанасьев из г. Борисоглеб-ска («Ямаха»), ученик 8-го класса А. Кривдун из г. Днепродзержинска (IBM-PC), А. Г. Перфильев из г. Михайловка («Агат»), В. А. Гей-денко из г. Ставрополь («Радио 86РК»).

Второе направление, на наш взгляд, было более интересным. Оно заключалось в том, что массив в игре вообще не нужен, информация из блоков DATA считы-

ры, созданные в других программах компьютерной графики.

5. Maxim Softwares SimCity. Наращиваемая игра планирования и развития города с использованием техники городского моделирования и исторических данных.

Источники: InfoCorp, Santa Clara,Calif.; «Компьютер-пресс»

От редакции. Еще в первом материале («ТМ» № 2,1991) мыупо-минали о том, что в наших комиссионках можно купить любое антикварное компьютерное старье. Спешим внести существенную поправку: пока готовилась статья, мы узнали, что компьютерное старье можно не только купить в «комке», но и выиграть в Между-нарооной лотерее солидарности журналистов, которая проводилась 7 ноября J990 года в Праге. Там разыгрывались несколько компьютеров Atari 800XL (в комплекте с магнитофоном).

вается и преобразуется непосредственно в экранной области (оператор РОКЕ и функция РЕЕК). Оттуда же извлекаются данные для всевозможных проверок и засылаются изменения текущей ситуации. В чистом виде этот алгоритм никому из читателей реализовать не удалось, хотя наиболее близко к этой идее подошли Ю. Волобуев из г. Донецка («Атари»), В. Сурнин из г. Киева («Спектрум») и Дмитрий Карев («Синклер»). Но они все же пользовались массивом как промежуточным звеном на начальных стадиях работы программы.

По мнению творческого коллектива КЭИ, второе направление дает немалый выигрыш памяти — ведь в этом случае суть проверок и их общее количество остается без изменения, но зато исчезает необходимость резервирования ОЗУ под массив, да и сами блоки этажей уменьшаются в десятки раз: координаты пустых мест этажа вообще не указываются, а стенки и контейнеры выводятся на экран сразу целыми линиями по поворотным точкам, то есть в блоке DATA описываются только координаты «углов» комнат для сплошных стен и координаты отдель-

Десять лучших компьютеров 1988 года

(по числу проданных)

1. IBM модель 50 и 50Z 460 800

2. IBM модель 30 425 700

3. Apple Macintosh SE 261 660

4. Commodore C128 & 128D 233 112

5. Apple IIGS 226 310

6. Zenith Z-200,248 PC-DOS 80286 170 100

7. Leading Edge Model D 157 250

8. IBM модель 35 156 900

9. Apple Mac Plus 135 200 10 Tandy 1000 HX Desktop 134 160

Программируем игру

SOKOBAN

16