Техника - молодёжи 1991-03, страница 53

Техника - молодёжи 1991-03, страница 53

кого не видел. И дома хоть на казармы и похожи, а без окон.

Утром решил обратно сходить, посмотреть. Ничего не нашел. Даже следов никаких не осталось. Рассказал ребятам, они смеяться стали.

А мой земляк Ерали, он раньше в нашем колхозе бригадиром был, смеяться не стал, он сказал, что видел такие дома в том же самом месте. Только давно, лет пять назад. А близко подходить не стал — над ними вертолет кружил, блестящий, как военный. Но другие

так мне и не поверили, говорят, что на Барса-Кельмесе всякая глупость бывает, но военных там еще никто не видел».

Попробуем подвести итог. Хотя каждое по отдельности взятое из полученных нами свидетельств о странных происшествиях на острове Барса-Кельмес не нашло прямого подтверждения, мы не склонны делать однозначный вывод, что это чистый вымысел. Ведь, к примеру, все можно объяснить одной простой, правда, фантастической гипотезой, к которой

уже прибегали члены куйбышевского КЛФ, организовавшие поиск миражей-призраков в Жигулях.

Не происходит ли на Аральском острове, так же как в Жигулях, Бермудском треугольнике, озере Лох-Несс и других таинственных уголках Земли, сопряжения нашего и иномерного либо иновременного мира? Такое предположение раскрывает все чудеса Барса-Кельме-са — «фокусы» с часами, воскрешение давно вымерших чудовищ, исчезновение людей, явление и исчезновение «военной базы» и т. д.

От комиссии подводного поиска

Олег ТАРАСОВ,

инженер, член клуба «Катран», г. Сосновый Бор.

Возвращение в 42-й

Читатели, вероятно, помнят мой рассказ о поисковой экспедиции, проведенной аквалангистами из сосновоборско-го клуба «Катран», воронежского «Рифа» и экипажем водолазного судна РВК-1214 Ленинградской военно-морской базы у легендарного Невского «пятачка» (см. «ТМ» № 5 за 1990 г.). Мы нашли на дне реки и подняли редкий вариант легкого танка Т-26. В пробитой снарядом башне были вещи танкистов и комок раскисших бумаг. Все это мы передали Музею обороны Ленинграда. Так завершился подводный и начался архивный поиск...

Исходных данных для него было маловато. Продырявленный осколком котелок с надписью «Нарож. С...», документы, которые вряд ли удастся прочитать, да прикрепленная к корпусу лопата, на которой сохранилась дата изготовления — «1942».

Однако техники одной из воинских частей, в которую отправили танк на восстановление, заметили обрывок газеты. Он-то и стал ключом к разгадке. На фрагменте газеты уцелела лишь стихотворная строфа, да упоминание о взорванном Донбассе, и еще два номера редакционных телефонов.

Сотрудник музея Т. Тарасов просмотрел кипу разных газет, но в ленинградских таких телефонов не было. Тогда он взялся за центральные и обнаружил, что после 15 июля 1942 года поменялись

телефоны в «Правде» на те самые...

Вскоре отыскался и нужный номер, от 1 августа 1942 года, в котором спец. корр. Н. Воронов описывал захват нашими частями 31 июля вражеского опорного пункта на Ленинградском фронте, назвав среди отличившихся воинов танкиста Кулаева.

Понятно, газета с такой заметкой не случайно оказалась в танке. Скорее всего ее взял кто-то из друзей танкиста либо сам Кулаев. Мы обратились к книге «Танкисты в сражениях за Ленинград» и узнали, что младший лейтенант Н. В. Кулаев уничтожил пять противотанковых пушек, разбил с десяток блиндажей с нацистами, а фронтовой поэт В. Лифшиц посвятил ему такие строки:

Лишь одного мы всей душой желаем, Вслед за врагом промчаться по пятам! Уходят в бой Лукьянов и Кулаев, Уходит в бой Ермилов — капитан...

Выяснилось, что Лукьянов был командиром 51-го отдельного танкового батальона, оснащенного Т-26, где Кулаев служил механиком-водителем. Осенью 1942 года 51-й и 84-й батальоны объединили в 220-ю танковую бригаду. Именно в те дни планировали бросок через Неву в районе села Анненское, и там, недалеко от берега, мы и нашли танк.

Пока не установлено, сколько плавающих Т-38, легких Т-26 и машин других марок участвовало в операции. Известно, что она не удалась, и перед уходом с «пятачка» саперы подорвали немало поврежденных машин.

Отметим и еще одно важное обстоятельство — в то время Кулаев был ранен, лечился в уральском госпитале.

потом участвовал в битве на Днепре. Там и погиб.

Установить это помог случай. Побывав в Совете ветеранов артиллерии и войск связи, сотрудник Музея обороны Ленинграда А. И. Фрадков встретился с... А. В. Кулаевой, сестрой танкиста! Она рассказала, что до войны ее брат работал слесарем на «Электросиле», в 1941 году его направили на курсы водителей танков, а оттуда на фронт.

Работники музея во главе с главным хранителем В. П. Кирисепом расспросили старых танкистов о боях за «пятачок» и узнали немало интересного. В частности, те припомнили, что при переправе танков через реки на понтонах двигатели не глушили, а в машине оставался механик-водитель. Наш Т-26 был пробит снарядом, взрывом которого могло ранить Кулаева. В общем, образовалась цепочка взаимосвязанных фактов, которая и привела нас к такому выводу.

Что же касается самих Т-26. то эти на первый взгляд устаревшие, слабоза-щищенные, уязвимые машины были незаменимы в разведке и десантах. Не случайно же многие из них дошли до Берлина, а закончили вторую мировую войну в августе 1945 года при высадке крупного морского десанта в порт Сей-син на Корейском полуострове.

Сейчас едва ли не единственный сохранившийся Т-26 первого выпуска восстанавливается. Машину, что называется, перебирают по косточкам, и мы надеемся, что к месту стоянки в Музее обороны Ленинграда она пройдет по проспектам и улицам нашего города своим ходом. Так, как уходила на Невский «пятачок» полвека назад...

Клуб любителей фантастики J^ ^^ ^^ J^ J^ ^ | Ц J^J

К ЗВЕЗДАМ

Эдмощ ГАМИЛЬТОН

Перевод О \frrftMOHQ] s обработке М ПУХОВА Рисунки Роберта АВОТИН/»

Продолжение. Начало в № 1—2 с. г.

50