Техника - молодёжи 1991-03, страница 52

Техника - молодёжи 1991-03, страница 52

Наука и фантазия

тий успеха не принесли. Его тезок-однофамильцев в стране много...

Тогда мы начали искать сообщения об экспедициях на Барса-Кель-мес в периодической печати. К сожалению, о той, участником которой был Г. Морозов, упоминаний найти не удалось. Зато в подшивке газеты ЦК ЛКСМ Казахстана «Ленинская смена» за 1959 год мы обнаружили статью, содержавшую ничуть не менее интересные сведения об острове.

Автор, Г. Новожилов, случайно задержавшийся в приаральском городе Муйнаке, описывает беседу со старым рыбаком Нурпеисом Байжановым. Его дед и отец, рыбачившие однажды около острова Суджок (старое название Барса-Кельмеса), увидели, как из «белого камня, лежавшего высоко над морем в обрыве берега, вылупился шайтан — ростом с теленка, крылья больше паруса, клюв длиннее его самого, да с зубами...». Испуганные рыбаки покинули остров, махнув рукой на сушеную рыбу, которую ловили все лето и оставляли в этом безлюдном месте. Зимой на остров откочевал аул, а весной дед и отец, отправившись на остров, не обнаружили там ни людей, ни скота, ни живых, ни мертвых, только три опустевшие юрты с вещами. В одной из них на полу лежал труп «шайтана». Чудовище «напоминало огромную летучую мышь, только у него была громадная пасть, вытянутая, как птичий клюв. В пасти торчали острые, как клыки, наклоненные вперед зубы. Длинный и очень тонкий хвост...».

Байжанов показал Новожилову зуб существа, переданный ему отцом перед смертью. «Это был зуб — настоящий зуб, только странной формы и необычных размеров... И это не был зуб, пролежавший в земле миллионы лет и случайно найденный. Нет, блестящий и гладкий, он был совершенно свежий, без малейших следов окаменелости, свойственной ископаемым костям». Расстаться с зубом Байжанов не пожелал, но позволил его сфотографировать. Новожилов пишет, что отправил снимки в палеонтологический музей, и там зуб опознали как принадлежащий летающему ящеру птеранодону из отряда птеродактилей (вымер около 145 млн. лет назад).

И опять мы попали в тупик. Никаких дополнительных данных, подтверждающих либо опроверга-

4 «Техника-молодежи» № 3

ющих сообщение Новожилова, не найдено. Если не считать нескольких фраз в интервью директора заповедника Барса-Кель-мес (образован в 1939 году) А. Самойленко корреспонденту «Ленинской смены» (1964 год).

«Не пишите, что остров сплошь населяют невиданные чудовища. Особенно летающие змеи. Пишите о том, что увидите собственными глазами... А больше нас вам увидеть, вероятно, не удастся.

— А кому-то удалось?

— Увидеть — нет,— смеется Александра Ивановна,— а вот придумать — да».

Доктор биологических наук М. Исмагилов, работавший долгое время на острове, заверил нас, что никогда не видел там ничего подобного внезапно затянувшей небо дымке — мареву, и часы его никогда не отставали. И все-таки ходят упорные слухи, что в 30-х годах на Барса-Кельмесе пропала целая экспедиция. Правда, один из ее участников в конце концов выбрался к поселению, но — спустя три месяца, и был сразу направлен в психиатрическую лечебницу, ибо уверял всех, что пробыл на острове лишь три дня. Что случилось с остальными участниками экспедиции, он сказать не мог...

Мы завязали контакты с КЛФ Алма-Аты. От наших казахских братьев по увлечению, давно и скрупулезно изучающих местный фольклор, узнали о приаральском варианте распространенной сказки о Кобланды-батыре и семи богатырях (записана в ауле Канбах). По этой версии, легендарный герой, преследуемый многочисленными врагами, бросается в море и приплывает на некий заколдованный остров. Там он беспробудно спит три дня и три ночи, а возвратившись домой, узнает, что отсутствовал ни много ни мало — тридцать три года. Все его былые соперники стали седыми стариками, а любимая девушка — старухой.

Заколдованный остров описан сухо, без каких-либо пояснений, указаний, характерных примет, что, в общем-то, для местного фольклора нетипично. Не выполняется «золотое правило» — обрамлять невероятные события реалистичными деталями. Что это, особый «стиль» автора, небрежный пересказ услышанного ранее или же косвенное подтверждение того, что заколдованный остров был хорошо знаком слушателям и не было нуж

ды его описывать?

В одном из бывших рыбацких поселений, где мы искали тех, кто знает вышеупомянутый вариант сказки о Барса-Кельмесе, неожиданно встретили живого очевидца происходящих на острове чудес.

Тимур Долдасбеков, плававший ранее мотористом на рыбацком баркасе, заявил, что «не верит в сказки о Барса-Кельмесе». Мол, если там и случается, по мнению посторонних, что-то непонятное, то лишь потому, что «на острове находится наша секретная военная база», которую он сам видел.

В конце концов после долгих уговоров («Надоели вы мне все с этим островом! Хватит меня тормошить!») он поведал следующее: «Мы проходили мимо острова, когда у нас полетел подшипник. Работы там на час, так что до вечера справились. Перед отплытием захотелось мне погулять. Ходил я, наверное, с час. Когда повернул обратно, дорогу решил срезать. Пошел не вдоль берега, а через холмы — там два холма больших есть. На один поднялся, вижу — свет. Сначала решил, что это свои. Потом заметил, свет какой-то не такой, синий. Но все равно, думаю, дай подойду. Не тут-то было! Вокруг проволочное заграждение, как на военном объекте. За ним — дома одноэтажные, вроде наших кошар, только железом обиты. Между домами ровная, вроде как бетонная площадка. На ней какие-то цистерны, по форме странные, на летающие тарелки похожие. Вокруг площадки вторая изгородь, такая же, как внешняя, из проволоки квадратиками, только пониже. Между цистернами антенна, стальная труба, штопором скрученная. Я такие видел, когда в армии служил. С их помощью со спутниками связываются. Только в нее зачем-то была вставлена прозрачная труба. По виду словно пушка получилась. Между цистернами ходили двое или трое в неизвестной мне форме. Такая светлая, брюки узкие, а в плечах широкая. Площадка светилась ярко, хотя ламп не было видно. Они там, наверное, спрятаны где-то были. Я немного посмотрел, пошел дальше. Если б охрана увидела, принялись бы выяснять: кто такой. Зачем мне это надо?

Вернулся на корабль, из головы не выходит: что же это за военная часть? Часовых нет. У самой проволоки стоял, руками трогал ее, ни-

49