Техника - молодёжи 1991-03, страница 66

Техника - молодёжи 1991-03, страница 66

В 1787 г. постоянный соперник Рамсея — Фитч завершил работу над «Экспериментом» (3), теперь уже с тремя кормовыми веслами, приводимыми от машины, снятой с предыдущего стимбота. В первом рейсе по Делаверу «Эксперимент» прошел 32 км за 3 ч 10 мин., что было совсем неплохо. Между прочим, на этом пароходе впервые в истории этого класса судов устроили надстройку с уютными помещениями для пассажиров. «Эксперимент» благополучно ходил между Уилмингтоном и Трентоном, оставив за кормой не менее 3,5—4 тыс. км, да только пассажиры не очень охотно пользовались огнедышащим судном. Чтобы привлечь их, буфетчики предлагали в неограниченном количестве пиво, ром и портер, но все равно доходы были куда меньше, чем предполагалось. Несмотря на неудачу — заметим, чисто финансовую, изобретатель был уверен, что «настанет день, когда громкую славу и богатство станут пожинать благодаря моему открытию». Но только в 1898 г. на его родине установили памятник с надписью: «Джон Фитч, человек, первым осуществивший идею парового судна». Правильнее было бы сказать, что Фитч первым организовал регулярное пароходное сообщение...

Но вернемся в Европу. Известно, что в 1788 г. итальянец Серратти проводил какие-то опыты с паровым судном, а на родине Халльза появился прогулочный катер длиной 7,8 м и вместимостью 5 т, построенный по инициативе эдинбургского банкира П. Миллера с помощью механика-самоучки У. Сай-мингтона и учителя Дж. Тейлора. Машина, весившая всего полтонны, была двухцилиндровой, атмосферного типа, мощностью 2 л. е., которая ныне хранится в Кенигстон-ском музее в Лондоне.

После этого Миллер заказал Саймингтону машину полуатмосферного типа в 12 сил, с двумя цилиндрами диаметром по 456 мм, в которых поршень один ход совершал под давлением пара, а другой — под атмосферным. Их штоки попеременно воздействовали на балансир, а тот приводил во вращение гребные колеса. В 1789 г. ее установили на «Дабл плеже боут» (5), прогулочной лодке длиной 13,3 м, развивавшей скорость 11 км/ч.

Спустя три года американский мельник Э. Ормсби с Уилкинсоном построил катер длиной 5,5 м, вместимостью 3 т с одноцилиндровой

" 1 ...... 1

машинои простого действия, приводившей «утиную лапу», а знакомый нам Рамсей сделал в Лондоне «Колумбия мейд» — вновь с водо метом. Это судно пожелали осмотреть король Георг III, королева Шарлотта, принц Уэльский и шесть принцесс — рекорд по пребыванию венценосных особ на одном судне!

В 1793 г. американский капитан и механик С. Морей изготовил небольшой и тесноватый даже для одного члена экипажа катер, а затем три года совершенствовал его движитель. Его второй пароход с гребным колесом в корме некоторое время совершал показательные рейсы по Коннектикуту, но дальше дело не пошло.

В 1795 г. ливерпулец Дж. Смит, создав весельный пароход, прекратил эксперименты из-за безденежья, но заявил: «Не пройдет и 20 лет, как река Мерси будет покрыта дымом от пароходов!»

Паровыми судами интересовались не только бедняки. Так, весьма состоятельный лорд Стенхоуп принялся в 1796 г. за опыты с военным кораблем «Амби невигей-тор» (по другим данным, он назывался «Кент») длиной 33,8 м и водоизмещением 200 т, оборудовав его двухцилиндровой паровой машиной, работавшей на уже скомпрометировавшую себя «гусиную лапу».

В следующем году упоминавшийся нами Морей выпустил на реку Делавер пароход с кривошипно-шатунным механизмом, предназначенным для преобразования возвратно-поступательного движения штока поршня во вращение вала бортовых гребных колес. «Гребной вал, шедший поперек судна, имел посредине кривошип, соединенный с балансиром машины при помощи серьги,— вспоминал изобретатель.— Я нашел, что два гребных колеса весьма хорошо отвечают поставленной задаче и значительно лучше, чем какие-либо устройства, испытанные мною ранее, и мое судно было открыто для осмотра в Филадельфии. С этого времени я считал, что все препятствия устранены». Выходит, Морей стал автором величайшего усовершенствования в пароходостроении! Однако современники так не думали, в помощи Морею отказали, и тому пришлось заняться изобретательством в иных отраслях техники.

1802 г. в судостроении отмечен еще одним качественным скачком

Богатый американский изобрета-тель Дж. Стивене оснастил свой пароход лопастным гребным винтом (7). Собственно, это была семиметровая лодка с необычной силовой установкой. Ее «латунный цилиндр имел диаметр 203 мм и длину 101 мм,— писал Стивене,— располагался горизонтально на днище и с помощью попеременного движения давления пара на две скользящие крылатки вращал проходящий через их центр вал. На его другом конце, на крестовинах, крепились крылатки, напоминавшие ветряную мельницу, которые могли устанавливаться под наиболее выгодным для работы углом. Это и была собственно судовая паровая машина». Добавим — и своеобразный прообраз паровой турбины...

В том же году в Старом Свете появился аналог «Эксперимента»— пароход «Шарлотта Дунда» (6), построенный по заказу лорда Т. Дундаса и ставший первым в мире буксиром, который однажды провел за собой две 70-тонные баржи. Это судно длиной 17,1 м имело горизонтальную одноцилиндровую машину мощностью 12 л. е., соединенную кривошипно-шатунным механизмом с кормовым гребным колесом.

Почти одновременно пребывавший в Париже американский художник Р Фултон заинтересовался огнедышащими суднами, отметив, что «их создание состоит не в установке весел, гребков, колес и движущихся цепей, перемещаемых силой пара, а в определении диаметра цилиндра и других деталей, потребного для достижения заданной скорости». Весной 1803 г. его «Наутиль» с взятой напрокат у заводчика Перье 8-сильной машиной и бортовыми и гребными колесами была закончена. Налетела буря, стимбот сорвало со швартовых, стало валять на волнах, машина сорвалась с фундамента и пробила днище... Фултон быстро поднял свое детище, починил, пригласил представителей Академии наук — многочисленные зеваки собрались самостоятельно — и пустил «Наутиль» по Сене со скоростью 5 км/ч. «Жорналь де Дсба» по этому поводу писал: «Было проведено испытание нового изобретения, полнейший и блистательный успех которого может иметь важнейшие последствия для коммерции и внутреннего судоходства во Франции». Как бы не так!

63